КЛАРА КАБИЛОВА: «РЕФЕРЕНДУМ В КИРГИЗИИ – ПРЯМАЯ ДОРОГА К ХАОСУ»

КЛАРА КАБИЛОВА: «РЕФЕРЕНДУМ В КИРГИЗИИ – ПРЯМАЯ ДОРОГА К ХАОСУ»
114

kabilova1Последние месяцы к небольшому, но геополитически очень важному среднеазиатскому государству Кыргызстан, традиционно именуемому в России Киргизией, приковано внимание всей мировой общественности. Временное правительство, пришедшее к власти после падения режима президента Курманбека БАКИЕВА, пока не в силах справиться со сложной ситуацией в республике, апогеем которой стал межнациональный конфликт и масштабная гуманитарная катастрофа в южных провинциях. По факту более-менее контролирующее лишь центр страны временное правительство, тем не менее, намерено провести 27 июня общенациональный референдум по принятию новой Конституции, согласно которой, страна превратится из президентской в парламентскую республику. Проводимый референдум не только нанесет непоправимый ущерб самой республике Кыргызстан, но и станет прологом новой геополитической драмы. Такого мнения придерживается Клара КАБИЛОВА, кыргызский политик, экс-председатель Центральной избирательной комиссии.

— Клара Саматовна, дайте краткую характеристику событиям, происходящим в Киргизии? Как происходящее видится вам и другим гражданам страны, получающим сведения не только из выпусков теленовостей?

— Мы стали свидетелями процесса искусственного разрушения государства, разложения его устоев, традиций и органов власти. Даже принимая во внимание тот факт, что крушение режима Курманбека БАКИЕВА имело объективные причины, сегодня можно с уверенностью констатировать — силы, заинтересованные в дестабилизации ситуации в Киргизии, запустили чудовищно циничный механизм искусственного расчленения страны. Главной движущей силой этого процесса является стремление к власти со стороны так называемого «временного правительства». А главным методом с недавних пор стало обострение внутренних противоречий, разжигание межнационального конфликта и сведение счетов с политическими оппонентами самыми жестокими и бесчеловечными методами.

В стране льется кровь. Льется по вине тех, кто якобы пытается вывести Киргизию на путь демократического развития. На самом деле силы, пришедшие к власти после крушения режима Курманбека БАКИЕВА, стремятся сохранить свои позиции любой ценой, не гнушаясь ни демагогией, ни прямыми провокациями, подтасовками и даже, как я уже говорила, кровопролитием.

— Что же представляют собой эти силы?

— Главными виновниками событий в Оше сегодня часто называют людей, близких БАКИЕВУ. Но я уверена, что сам по себе клан БАКИЕВЫХ не способен на организацию столь масштабного конфликта. К сожалению, список лиц, заинтересованных в дестабилизации, очень широк. Гораздо шире бакиевского окружения.

Более того, есть факты, прямо свидетельствующие, что родственники бывшего президента сами оказались жертвами происходящего. Так, недавно мы узнали об аресте его племянника Санжада. Его обвиняют в вооруженном сопротивлении власти, но при этом от мировой общественности тщательно скрываются причины, толкнувшие его на столь отчаянный шаг. Мало кто за пределами Киргизии знает, что депутат парламента Кадижан БАТЫРОВ, желая заработать одобрение нынешнего правительства, организовал настоящий карательный рейд в поселении, где проживает большинство родственников бывшего президента.

Дома тех, кто имеет несчастье быть родственником Бакиева буквально стерты с лица земли. В ходе этой бесчеловечной акции погибли многие — погромщики не щадили даже стариков и детей. В условиях правового вакуума и бездействия силовиков, Санжад был вынужден защищать своих близких от полного истребления единственно возможным способом — дать вооруженный отпор бандитам.

— Возникает резонный вопрос: а как же силовики, которых мы каждый день видим на экранах телевизоров?

— Да, силовые структуры республики действительно существуют. Пока. Ведь существование это во многом формально. Как известно, для полноценного функционирования им необходима правовая база. Однако таковая на сегодняшний день просто-напросто уничтожена. Новая власть начала свою деятельность с того, что практически полностью отменила все законы, действовавшие в республике. Их заменяют принимаемые во множестве декреты. Помимо того, что эти документы принимаются в «пожарном» порядке и не способны обеспечить нормальное, предсказуемое и прозрачное, функционирование госаппарата, они часто противоречат друг другу!

А теперь представьте себе условия, в которых вынуждена работать та же полиция: беспрекословное выполнение приказа, полученного сегодня, завтра может быть объявлено тяжким преступлением со всеми вытекающими. Такая практика приводит к тому, что в рядах силовиков царят растерянность и безынициативность, переходящие в апатию. Это еще более усугубляет и без того катастрофическую ситуацию.

— А в чем причина того, что указы власти противоречат друг другу? В рядах временного правительства не хватает единства?

— Нынешнюю власть я называю не иначе как «коллективный Максим». Имея в виду Максима БАКИЕВА, чья бесконтрольная деятельность по распределению ключевых постов и финансовых потоков в республике вызвала крушение режима его отца. В этом смысле нынешние правители стали прямыми продолжателями его дела. И это единственное, что их объединяет.

За время, прошедшее после свержения Курманбека БАКИЕВА, а девяносто дней немалый срок, можно было сделать многое. Давайте посмотрим — что же сделано?

Ответ лежит на поверхности. С первых же минут пребывания во власти, члены кабинета занялись лихорадочной дележкой портфелей и распределением финансовых средств. По большому счету во власти оказались люди, занимавшиеся точно такими же махинациями при БАКИЕВЕ и при АКАЕВЕ. Смена элит не состоялась. Более того, группа людей, самовольно, без соблюдения принятых в цивилизованном мире процедур, объявившая себя правительством, теперь стремится закрепиться во власти, исключив малейшую возможность потери своего влияния и контроля над финансовыми потоками. Ради этого они не гнушаются ничем — отмена законов, подтасовка фактов, разжигание межнациональной розни и преследование политических оппонентов — все ради удержания власти, полученной незаконным путем.

— То есть, вы хотите сказать, что трагедия в городе Ош спровоцирована Бишкеком?

— Чтобы разобраться в причинах трагических событий, потрясших юг республики, нужно ясно понять, что у руля сегодня оказались выходцы с севера республики. Они панически боятся свободных демократических выборов, результат которых для них непредсказуем до тех пор, пока жители юга смогут выражать свои предпочтения и выдвигать собственных кандидатов. «Ищи того, кому это выгодно», — эта проверенная веками формула недвусмысленно наталкивает на версию о том, что конфликт в Оше был спровоцирован.

До того, как он вспыхнул, этнические узбеки, веками мирно уживавшиеся с киргизами, составляли 30% от общего числа избирателей. Полагаю, что заигрывания власти с этой частью электората, ее стремление дискредитировать киргизское население юга, и привело к страшному расколу, который, собственно, был главной целью нынешнего правительства. То, что пролилась кровь, похоже, не смущает никого из тех, кто занимает сегодня правительственные кабинеты в Бишкеке. Более того, жертвы конфликта стали разменной монетой в игре нового правительства.

— Разве такое возможно? Нынешнее правительство всячески демонстрирует миротворческую линию…

— Судите сами. Как только в Оше прогремели первые выстрелы, я предположила, что следующим шагом станет объявление о том, будто бы главные разжигатели конфликта — исламские радикальные группировки, заинтересованные в дестабилизации обстановки в регионе. Что мы видим сегодня? Новости пестрят сообщениями о том, что на юге Киргизии обнаружены следы деятельности экстремистов.

Таким образом, власть преследует две цели. С одной стороны мифические «террористы» являются прекрасной возможностью снять с себя ответственность за происходящее. С другой — это весомый козырь в отношениях с мировым сообществом, пристально следящим за событиями в республике. Используя исламский радикализм как жупел, временной правительство посылает миру недвусмысленный сигнал о том, что на сегодняшний день в стране, стоящей на краю пропасти, единственным гарантом хоть какой-то стабильности может быть только оно. Иными словами миру предлагают поддержать меньшее из двух зол.

Причем поддержать не только морально и политически, но и материально — грантами, благотворительностью и гуманитарной помощью. Кто будет распределять все это внутри страны, вопрос риторический.

— Но у рядовых киргизов есть прекрасная возможность решить свои проблемы с помощью грядущего референдума. Стоит ли так сгущать краски, если выход из ситуации уже предложен и одобрен мировым сообществом?

— С полной ответственностью заявляю — референдум в том виде, в каком он предлагается сегодня, неизбежно приведет к новому социальному взрыву. Это совершенно очевидно всем, кто хоть немного знаком с ситуацией внутри страны.

Во-первых, нынешняя власть одним росчерком пера удалила из списков избирателей всех трудовых мигрантов, вынужденных тяжелым трудом зарабатывать свой хлеб за пределами Киргизии. Согласно публичному заявлению Розы ОТУНБАЕВОЙ сегодня в мире насчитывается всего 16 тысяч трудовых мигрантов из Киргизии. В то же время только в России сейчас находится 500 тысяч наших соотечественников. Огромную долю которых, кстати, составляют выходцы с юга. Люди, много лет трудившиеся для того, чтобы обустроить свою жизнь. Теперь, когда их дома сожжены, их лишают права голоса.

Во-вторых, глава временного правительства делает громогласные заявления о том, что беженцы массово возвращаются к местам своего постоянного проживания и смогут без проблем отдать свой голос за новую парламентскую республику. При этом называется цифра — 100 тысяч человек. Отмечу особо — эта цифра «для внутреннего потребления», она фигурирует в информационном пространстве республики. Для ООН приводятся другие показатели — не менее 700 тысяч «вынужденно перемещенных лиц». Причина банальна — такие данные позволяют рассчитывать на увеличение финансовой помощи из-за рубежа.

Разве можно так легко и непринужденно играть судьбами людей? Это уже не цинизм! Я называю это не иначе как «политическая шизофрения».

— Вернемся к референдуму…

— Третьим обстоятельством, вынуждающим нас требовать отмены референдума, стало то, что его процедура максимально упрощена. Под благими предлогами жителям Киргизии разрешено голосовать без документов. Но и это еще не все — фактически один избиратель может проголосовать на нескольких участках. Это нонсенс! Это противоречит и букве и духу закона! Легко представить, какие возможности для фальсификации результатов получает власть при подсчете голосов!

Что же на выходе? Ответ очевиден: мы получаем закрепление властных полномочий людьми, незаконно узурпировавшими власть в стране. Получаем массовое недовольство огромной части народа, мнение которого грубо игнорируется. Для справки: всего в Киргизии насчитывается 2,7 миллиона избирателей. Вычитаем из этого количества беженцев и трудовых мигрантов, добавляем безграничные возможности власти для фальсификации — вот такая печальная арифметика.

Уверена — результатом станет новый взрыв недовольства. И еще более глубокий политический кризис. Ведь такой референдум окончательно дискредитирует саму идею народного волеизъявления, сделает невозможным применение демократических инструментов в процессе урегулирования существующих противоречий.

Что дальше? Вариантов немного — или диктатура с массовыми репрессиями, или настоящие, не мнимые, исламские экстремисты, способные объединить различные этнические и социальные группы под знаменем простой и понятной идеологии. История афганских талибов служит убедительным тому примером. Но, учитывая геополитическое положение Киргизии, полагаю, что Афганистан покажется детской сказкой в сравнении с тем, что грозит нашей стране.

— Где же искать выход из сложившейся ситуации?

— Стоит отметить, что негативные процессы, запущенные действующим правительством, заставляют различные здравые силы, несмотря ни на что оставшиеся в республике, забыть о противоречиях и сделать шаг навстречу друг другу. Альтернатива происходящему только одна — создание коалиции, наиболее  полно представляющей интересы всех политических, социальных и этнических групп. Нужно остановиться, сделать паузу и вернуться к тому, что было проигнорировано после падения режима БАКИЕВА. А именно — созвать парламент, избрать временное правительство путем демократических выборов, найти общие точки соприкосновения и наметить пути дальнейшего развития Киргизии.

Для этого необходимо отложить проведение референдума. Как минимум на год. За это время в срочном порядке решить самые насущные проблемы народа. Прежде всего — обеспечить его безопасность. Подготовить почву для проведения референдума и других демократических процедур так, чтобы они прошли в соответствии с нормами международного права.

Сегодня в стране создается так называемый «Комитет народного единства и спасения». Его цель — объединить конструктивные усилия всех сил, заинтересованных в стабилизации обстановки и ликвидации тяжелых последствий деятельности нынешних временщиков. Не может не радовать тот факт, что идею поддерживают различные партии и группы, еще недавно обособленные друг от друга. На наших глазах выстраивается новая позитивная сила. Люди, готовые взять на себя ответственность за происходящее тогда, когда начнется хаос, к которому неизбежно приведет референдум.

ПОЛИТИКА