ЛИХОЙ ГИМПУ. КАК РОССИЯ ПОТЕРЯЛА МОЛДАВИЮ

ЛИХОЙ ГИМПУ. КАК РОССИЯ ПОТЕРЯЛА МОЛДАВИЮ
115

gimpu1В новостях для «внутреннего потребления» Россия предстает стремительно развивающейся державой с имперскими амбициями и все возрастающим авторитетом в мировой политике. Как знать, возможно, так оно и есть. Но нельзя отрицать и очевидного: на постсоветском пространстве Россия вновь и вновь наступает на одни и те же грабли, поддаваясь на провокации своих недавних сателлитов. Свежим подтверждением чему стал указ и.о. президента Молдавии Михая ГИМПУ об объявлении 28 июня «Днем советской оккупации» и последовавшая вслед за этим бурная реакция Москвы. Цель ГИМПУ — окончательно настроить население Молдавии против России, облегчив тем самым вхождение в состав Румынии. Сама того не подозревая, российская власть активно ему в этом помогает. 

Начнем с того,  что нынешний спикер парламента Молдовы и исполняющий обязанности ее президента либерал Михай ГИМПУ, несмотря на свое очевидное прозападничество, является вполне ожидаемым результатом внешней политики России в отношении Кишинева. Прежний президент Молдавии коммунист Владимир ВОРОНИН очень не устраивал Кремль. И не безосновательно. Будучи еще просто лидером молдавских коммунистов, он заявлял, что в случае победы его партии в парламентских выборах, Молдавия примкнет к союзному государству России и Белоруссии (неважно, что оно есть только на бумаге), а русский язык получит статут второго государственного. Тогда, в начале 2000-х народ Молдавии еще искренне тянулся к России, потому поддался на обещания ВОРОНИНА. О коих тот забыл сразу же после обретения статуса президента — вещь обыденная. Вектор внешней политики Молдавии был изменен с восточного на западное направление, а идеей-фикс стало вхождении Молдавии в Евросоюз. Но это было еще полбеды. После прихода к власти на Украине «оранжевых» Владимир ВОРОНИН вместе с Виктором ЮЩЕНКО, по меткому выражению Глеба ПАВЛОВСКОГО, стал «утаптывать «санитарный кордон» вокруг России. А также вознамерился силовым методом решить проблему Приднестровья. Чувствовалось, что либретто для молдавской пьесы писали те же «сценаристы» из Госдепа США, что и для Грузии.

В ответ на это Россия «обнаружила» в главных экспортных товарах Молдовы — вине, фруктах и овощах — опасные для здоровья россиян компоненты и запретила их ввоз на свою территорию. Однако своим «оранжевым» соратникам пришли на помощь власти Украины. И часть запрещенной молдавской сельхозпродукции, но уже под видом украинской, продолжала поступать на ценный для всех соседних стран бездонный потребительский рынок России. Сколько на этом заработал сын молдавского президента — бизнесмен Олег ВОРОНИН и его украинские партнеры остается только догадываться.

В убытке, как всегда, остался простой народ. Ведь вслед за вином и фруктами, нежелательными в России стали гастарбайтеры из Молдовы. Что ударило лееем почти по каждой молдавской семье: по различным оценкам, на заработках в России трудилось более от 500 000 до 700 000 жителей республики (почти 1/5 всего населения), ежегодно перечисляя своим родственникам порядка 1 млрд. USD (при национальном бюджете чуть более 2 млрд.USD). Действия России значительно ухудшили состояние экономики Молдавии, и без того считающейся одной из самых бедных стран Европы. Обнищание народа стремительно росло. Осознав всю критичность ситуации, президент ВОРОНИН бросился договариваться с Москвой. Однако было уже слишком поздно: возвращение в Россию молдавских вин и рабочих рук не смогло удержать режим ВОРОНИНА у власти.

Решив наказать строптивого Владимира ВОРОНИНА, российское руководство, как это уже случилось ранее с Грузией, ошиблось в инструментарии. И лишь усугубило ситуацию. Как я уже отмечал выше, санкции Москвы против Кишинева больнее всего ударили по простым жителям. Обидой «на старшего брата» умело воспользовались молдавские партии прозападного толка. В результате, вместо ставшего сговорчивым Владимира ВОРОНИНА Россия получила на посту главы Молдавии радикального Михая ГИМПУ. Который сразу же отменил визовый режим с Румынией, введенный ВОРОНИНЫМ под давлением Москвы.

Первый громкий антироссийский демарш Михай ГИМПУ устроил накануне 9 мая этого года, отказавшись в Параде Победы в Москве — «побежденным там делать нечего». Вторая провокация случилась уже 24 июня, когда он подписал указ об установлении 28 июня 1940 года днем советской оккупации и постановил сделать эту дату Днем памяти жертв советской оккупации и тоталитарного коммунистического режима. Уже одного это хватило бы, чтобы спровоцировать Кремль на ответные громкие заявления. Но ГИМПУ (читай: Госдеп США) включил в текст указа пункт о требовании к России, как объявившей себя правопреемницей СССР, о незамедлительном и безоговорочном выведении миротворческих сил (по версии ГИМПУ — «оккупационных») с территории Приднестровья.

Очевидными целями данной провокации Михая ГИМПУ было как поднять собственный статус в мировой политике — конфликтуя с Москвой на равных, так и вновь спровоцировать Россию на введение экономических санкций против Молдовы. И то, и другое ГИМПУ блестяще удалось. Во-первых, МИД, ГосДума и большинство политического бомонда России разразились на редкость единодушным и громогласным возмущением. Во-вторых, Кремль посредством Юрия ЛУЖКОВА, как мэра российской столицы и главы московского отделения «Единой России» озвучил призыв к населению бойкотировать всю молдавскую продукцию. И, в-третьих, вновь проявился главный государственный санитарный врач России Геннадий ОНИЩЕНКО, заявивший, что «правительство Молдавии, как нам представляется, не следит за ведущей отраслью своей экономики. Мы браковали партии молдавских виноматериалов, теперь мы не выдаем видовое разрешение. Это говорит о том, что что-то там неблагополучно». Все так, как и планировал Михай ГИМПУ.

Чего же добивается Михай ГИМПУ, помимо удовлетворения собственного самолюбия («ай, Моська, знать она сильна…»)? А добивается он окончательного и бесповоротного ухода Молдавии из-под влияния России. Очередными своими санкциями Москва убьет в душах молдаван последние иллюзии насчет «дружбы братских народов». В это же самое время соседняя Румыния, хоть сама и бедствующая, все же будет «всеми силами поддерживать родственный молдавский народ». У самой не хватит — США придут на помощь, не скупясь на консультантов и деньги. В данном случае любые средства оправдывают цель — «интеграция» Молдавии в Румынию.

Осмелюсь предположить, что союз с Румынией поддержит и большинство из 24% русскоязычного населения Молдавии. По одной простой причине — это единственно реально возможный на сегодня способ попасть в Евросоюз. Ради которого можно и поступиться мнимой государственной независимостью.
Виталий АРЬКОВ.
Фото Александра ВИСКАЛОВА, «Коммерсант Plus».

ПОЛИТИКА