КТО В ИНВЕСТОРЫ ПОЙДЕТ?

КТО В ИНВЕСТОРЫ ПОЙДЕТ?
50

investНачало года для инвесторов всегда характеризуется активностью — планы вложений уже составлены, осталось «привязать их к местности». И здесь на первый план выходят данные ведущих консалтинговых агентств. Информация об инвестиционном климате обобщается в рейтинг. Что учитывается при составлении рейтинга? Британская консалтинговая компания Maplecroft опубликовала очередной рейтинг стран мира по уровню политических рисков для иностранных инвесторов. Россия в этом рейтинге впервые вошла в первую десятку, разместившись между Пакистаном и Центральноафриканской республикой, где очень высок уровень риска.

Было оценено более 40 вероятных рисков, с которыми может столкнуться иностранный инвестор в 196 странах мира. При оценке учитываются долгосрочная стабильность режима, с которой связана степень развития инфраструктуры, уровень бедности и образования, ситуация с защитой прав человека, факторы, способные резко меняться в зависимости от действий местных властей — конфликты, угроза терроризма, регулирование бизнеса, соблюдение законности, условия для ведения бизнеса… По данным рейтинга Россия стала десятой (по соседству с Пакистаном).

Волгоградская область — регион-донор, но даже это не повышает его инвестиционную привлекательность. На основе данных администрации Волгоградской области, в экономику региона в 2010 году было привлечено около 110 млрд. рублей. Однако под какие конкретные проекты — не говорится. Скорее всего, это средства инвесторов, которые они продолжают вкладывать в строительство и реконструкции. Давно осевшие в регионе транснациональные корпорации («Еврохим», «Лукойл» и т. д.) строят и расширяются. Это не новость для инвесторов.

Если говорить о каких-то изменениях в областном законодательстве, которые бы защищали инвестора в принципе, заинтересовывали вкладывать средства, то их практически нет. Хотя руководство области утверждает, что «в 2010 году был заложен достаточно серьезный фундамент для инвестиционной деятельности — внесены изменения в региональное законодательство». Какие это были изменения? Может быть, то, что освободили от налога на имущество вышеупомянутые корпорации? Но для других инвесторов это, скорее всего, отрицательный фактор — для малого и среднего бизнеса послаблений до сих пор нет в масштабах области.

И, тем не менее, по информации администрации Волгоградской области, «ведется работа по реализации инвестиционных проектов на общую сумму более 119 млрд. рублей. Наиболее перспективными направлениями инвестиционной деятельности в регионе являются: развитие животноводства; овощеводства; производств по переработке сельскохозяйственной продукции; промышленных производств; реализация инфраструктурных проектов Волгограда; развитие инноваций». Правда, ни одного проекта по данной теме открыто не было. А на состоявшемся заседании совета по инвестициям Волгоградской области одобрены всего лишь пять инвестиционных проектов.

Что это за проекты? «Комплексная реконструкция участка «М. Горький — Котельниково» Приволжской железной дороги», «Строительство маслоэкстракционного завода в г. Новоаннинский Волгоградской области», «Создание производства по первичной подработке, хранению и глубокой переработке зерна кукурузы мощностью 500 тонн в сутки», «Реконструкция Михайловской ТЭЦ», «Создание современного производства текстильных материалов».

Вот и все инвестпроекты на этот год. Все они тянут примерно на 37 млрд. рублей (заметим, заявлено 119 млрд.) — не будем сейчас анализировать, мало это или много для региона-донора, посмотрим на суть — кто инвестирует и что им за это будет.

Например, в качестве инвестора числится РАО «РЖД». Вопрос — стоит ли рассматривать реконструкции РЖД своих дорог как результат работы администрации Волгоградской области? Эта реконструкция у них значилась в планах безотносительно к нашему региону. К подобным проектам относятся и «Реконструкция Михайловской ТЭЦ», и «Создание современного производства текстильных материалов» (текстильный кластер был в планах 2009 года в г. Камышине, в соответствии с правительственной программой).

И много ли там создастся новых рабочих мест? И будет ли от этого в нашей экономике толчок для развития других отраслей? Ответы очевидны. Словом, эти проекты не характеризуют климат в области как инвестиционно привлекательный. Лишь два проекта — «Строительство маслоэкстракционного завода в г. Новоаннинский Волгоградской области» и «Создание производства по первичной подработке, хранению и глубокой переработке зерна кукурузы мощностью 500 тонн в сутки» заслуживают внимания. Но лишь потому, что в Волгоградской области для сельхозпроизводителей других проектов нет — ни по переработке молока, ни по развитию животноводства…

Удивительно, что одному из авторитетных и надежных предприятий — заводу оросительной техники ООО «Ортех-Бауер» — пока отказано в поддержке реализации проекта «Реконструкция производства широкозахватных дождевальных машин в Советском районе г. Волгограда», и так же не поддержан проект «Строительство завода по производству стеклопластиковых труб» (ООО «Автопромкомплектация»). Поскольку и тот, и другой проекты связаны с производством труб, смеем предположить — может быть, здесь усматривается нечестная конкуренция (лоббирование губернатором другой трубной компании).
Как сказано в решении областного совета по инвестициям, «все одобренные проекты предусматривают налоговые льготы, государственные гарантии, возмещение из областного бюджета разницы процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях под реализацию инвестиционных проектов и различные виды нефинансовых мер содействия инвестиционной деятельности».

Только не сказано, сколько будет создано рабочих мест, отчислено налогов во все уровни бюджета, равно как и не указано, на какую сумму будут предоставлены льготы. Прозрачности нет…

Но главное все-таки в другом. Можно ли считать данные инвестиции признаком привлекательности нашего региона в российском масштабе, а тем более — в мировом? Сам список утвержденных инвесторов говорит о том, что никаких новых проектов нет и пока не предполагается. Ведь любого инвестора интересует не вопрос включения в заявку, а сами условия. Как говорилось выше, у нас в наличии — отсутствие стабильности управления регионом (чехарда в кадровых назначениях первого лица области, скандалы в областной думе и т. д.), высокий уровень бедности и отсутствие созданной системы в подготовке интересующих инвесторов кадров, коррупционные скандалы, отсутствие приемлемой законодательной базы и многое другое, что делает регион непривлекательным для ведения бизнеса.
А как же строительная отрасль, которая тянет за собой всю экономику? Есть ли проекты, которые поддержат этот комплекс в нашей области? Видимо, это другая история…

Ольга НАДЕЖДИНА, «Правда Волгограда».

ЭКОНОМИКА