АРАБСКИЙ МИР: «ЧЕТВЕРТАЯ ВОЛНА»?

АРАБСКИЙ МИР: «ЧЕТВЕРТАЯ ВОЛНА»?
111

vostokДо 2011 года мир накрывало тремя волнами демократизации. Первая продолжалась с 1828 по 1926 гг.; вторая — с 1943 по 1964. Третья началась 25 апреля 1974 года в Лиссабоне — португальские военные свергли диктатора Марселу КАЭТАНУ. Установление демократии, а тем более инициирование очередного глобального демократического прилива вовсе не входило в планы лиссабонских революционеров, однако в следующие пятнадцать лет около тридцать стран перешли от авторитаризма к демократии, и еще в двух дюжинах стран политические режимы так или иначе испытали его влияние.

В конце декабря 2010 массовые волнения протеста против 23-летнего правления президента Зин эль-Абидин БЕНА АЛИ, а также роста безработицы, коррупции и инфляции начались в Тунисе. Сегодня тысячи людей в египетских городах скандируют не традиционные антиизраильские и антиамериканские лозунги, а жгут портреты своего президента и отвергают возможность передачи власти наследнику. В минувшую субботу марш протеста оппозиции, требующей отставки правительства, политических и экономических реформ, прошел в столице Иордании Аммане. В тот же день акция солидарности с демонстрантами в Египте прошла в Ливане. Тысячи йеменцев в Сане требуют отставки находящегося более 20 лет на президентском посту Али Абдаллы САЛЕХА, при котором треть населения не имеет работы, а почти половина живет на 2 доллара в день.

Появившееся в Daily Telegraph сообщение о причастности США к поддержке одного из молодых египетских диссидентов заслуживает внимания, но явно не тянет на статус рационального объяснения причин происходящего. К тому же подозрительно смахивает на очередную рекламу могущества сверхдержавы в управлении миром по своему усмотрению.

Погромы, поджоги и прочие проявления вандализма со стороны разбушевавшейся толпы не вызывают симпатии, но иных способов решения социальных проблем в странах, где нет сильных политических партий, общественных организаций, верховенства закона и свободы слова, быть не может. Слепую агрессию и ненависть в эти моменты может обуздать только высокоразвитая политическая культура. В арабском мире она зиждется на почитании авторитета. Поэтому пошатнувшийся авторитет мгновенно приводит к коллапсу.

Наблюдатели не спешат с выводами о том, что «арабская волна» неизбежно обернется глубокими демократическими переменами в странах региона. Однако все больше специалистов констатируют: управлять здесь по-старому уже невозможно. Внутриполитические изменения скорее всего повлекут и трансформацию всей системы внешнеполитических отношений как на самом Ближнем Востоке, так и с глобальными игроками. И это создает новый спектр возможностей и вызовов для российской внешней политики. Во всяком случае, выйти совсем сухими из «четвертой волны» нам вряд ли удастся.

Вячеслав ЯГУБКИН, к. п. н., руководитель научного проекта «Синергия».

ПОЛИТИКА