НЕУСТУПЧИВЫЙ КАДДАФИ ЗАМУЧИЛ НАТО

НЕУСТУПЧИВЫЙ КАДДАФИ ЗАМУЧИЛ НАТО
86

kaddafiНАТО намерено добиваться отстранения Муамара КАДДАФИ от власти, позиционирует себя в качестве защитника ливийского городского населения и при этом стремится избежать наземной операции в Ливии. На встрече министров стран Североатлантического альянса 14-15 апреля в Берлине, где ливийский вопрос стал основным, были подведены первые итоги международной операции в Ливии, которая осуществляется в соответствии с мандатом Совета безопасности ООН при координирующей роли НАТО. Представители внешнеполитических ведомств стран-членов НАТО также обозначили политические цели ливийской операции альянса.

На берлинском саммите были названы три условия, при выполнении которых НАТО и поддерживающие альянс государства готовы завершить свою военную операцию в Ливии. Первое — режим КАДДАФИ должен прекратить все угрозы атак и нападения на гражданское население и населенные пункты. Второе — вернуть на постоянные военные базы (в места дислокации), как регулярные воинские части, так и полувоенные формирования, включая снайперов и наемников. При этом солдаты и боевики КАДДАФИ должны уйти из взятых ими или еще осаждаемых 11 ливийских городов (Адждабия, Брега, Яфран-ва-Джада, Джабель аль-Гарби, Кикла, Мисурата, Налут, Рас-Лануф, Ефрин, Эз-Завия, Зинтан, Заура). Третье — Триполи должен немедленно обеспечить полный, безопасный и беспрепятственный доступ гуманитарной помощи к нуждающимся в ней ливийцам. Очевидно, что, прежде всего, речь идет о жителях этих самых 11 ливийских городов, которые должны по требованию НАТО оставить войска и боевики КАДДАФИ.

Участники совещания подчеркнули «необходимость разработки политического решения, как единственного способа преодоления кризиса в Ливии». При этом лидер ливийской революции полковник КАДДАФИ в качестве участника переговорного процесса не рассматривается.

В тексте заявления министров иностранных дел 34 стран, принимавших участие в берлинском саммите (28 представителей НАТО и 6 стран-партнеров альянса) напрямую не содержится требование ухода Муаммара КАДДАФИ. Однако, в нем отмечается полная поддержка предложений специальной международной контактной группы в Дохе (состоящей из представителей НАТО, Евросоюза, Африканского союза), среди которых главным является отстранение от власти нынешнего лидера Джамахирии.

Как показал берлинский саммит, политические рекомендации рабочей группы в Дохе, фактически, являются основой для ливийской стратегии НАТО. Поэтому неслучайно в неофициальной беседе с корреспондентом «НВО» один из представителей штаб-квартиры НАТО назвал принятое в немецкой столице заявление руководителей МИД стран альянса «декларацией Доха Плюс»: «Берлинское заявление логически продолжает и развивает то, что рекомендовала ранее международная рабочая группа в столице Катара». В этой связи можно предположить, что международная Катарская группа, работающая в Дохе, и в дальнейшем сохранит за собой статус основного политического оператора ливийского кризиса, делегировав НАТО лишь военные и логистические функции по организации силового давления на режим полковника КАДДАФИ.

Примечательно, что на последнее заседание Катарской группы был приглашен один из лидеров ливийской оппозиции Мохаммад ШАМАМ. До этого господин ШАМАМ был замечен не только в качестве активного «челночного дипломата», осуществляющего посреднические функции между штабом ливийской оппозиции и некоторыми европейскими столицами, но и оказался автором интригующего заявления о якобы имеющих место поставках российского вооружения силам КАДДАФИ из восточноевропейских стран. Такая политическая и информационная активность Мохаммада ШАМАМА, внимание к нему со стороны рабочей группы в Дохе, дала право журналистам, работавшим в пресс-центре берлинского саммита, предположить, что, возможно, именно он рассматривается западными государствами в качестве возможного нового лидера ливийского государства.

Принятие в столице Германии общего заявления по Ливии имеет важное значение, прежде всего, для самого альянса. В кулуарах берлинского совещания экспертами и журналистами активно обсуждалась тема внутренних разногласий в НАТО, связанная с ливийским кризисом. В отличие от Великобритании и Франции, Германия, например, отнюдь не является фанатом вооруженной борьбы с режимом КАДДАФИ. Некоторые эксперты накануне совещания в Берлине даже делали прогнозы о возможном расколе в НАТО по ливийскому вопросу. «Эти прогнозы не сбылись и, несмотря на остроту проблемы, представители всех стран альянса подписали общее заявление, согласившись с общими целями в отношении Ливии», — заметил в беседе с «НВО» один из представителей штаб-квартиры НАТО.

Хотя политическая солидарность и единство в Североатлантическом альянсе прошли испытание на прочность после первых недель ливийской операции НАТО, тем не менее, говорить о преодолении всех вызовов этой солидарности пока рано. И главным вызовом, скорее всего, станет перспектива проведения наземной операции НАТО в Ливии, если режим КАДДАФИ откажется удовлетворить три пожелания берлинского саммита.

Следует отметить, что в тексте берлинской декларации по Ливии не содержится никакого упоминания о возможности наземной операции. НАТО лишь пообещало «адаптировать» свои мероприятия в Ливии «чтобы получить максимальный эффект для защиты гражданского населения»: «Мы будем использовать все наши ресурсы для выполнения этого мандата». Представители штаб-квартиры НАТО в неофициальных беседах также скептически оценивали возможность проведения наземной операции в Ливии: «Это маловероятно, если вероятно вообще». Очевидно, что альянс хотел бы избежать такой операции, чтобы в очередной раз не проверять на прочность свои ряды.

Учитывая серьезные трения внутри НАТО, связанные с различным градусом интереса к ливийской проблематике, ожидать в обозримом будущем проведения сухопутной операции против режима КАДДАФИ не приходится. В пользу версии о том, что натовские солдаты в ближайшее время не ступят на ливийскую землю, говорит и скорое обсуждение в Совете безопасности ООН первого отчетного доклада генерального секретаря НАТО Андерса Фог РАСМУССЕНА о ходе реализации мандата Организации в Ливии. Судя по тому, как на этом обсуждении сделал в Берлине акцент министр иностранных дел РФ Сергей ЛАВРОВ, оно будет для руководства альянса не простым.

Это не значит, что наиболее активные участники ливийского проекта — США, Франция, Великобритания — при поддержке некоторых арабских государств не могут решиться на самостоятельное наземное вторжение в Ливию. Но это уже будет не натовская операция. Ответственность за ее результаты ляжет на заинтересованные страны альянса и их союзников, но не на НАТО в целом.

Андрей СЕРЕНКО,  «Независимое военное обозрение». Берлин — Москва.

ПОЛИТИКА