«НАРОДНЫЙ ФРОНТ» БЕЗ НАРОДНОГО ТЫЛА

«НАРОДНЫЙ ФРОНТ» БЕЗ НАРОДНОГО ТЫЛА
58

alexashinС точки зрения политтехнолога, начинать создание «народного фронта» следовало с работы в низовых структурах общественных организаций, которые единороссы намерены привлечь для этой цели. Региональный охват должен быть максимально широким. Причем, в идеале необходимо действительно заронить зерна политической дискуссии на местах и промодерировать ее, подталкивая участников — членов общественных объединений — к выводу: «только ПУТИН, а остальные фигуры на его фоне — лишь политические карлики».

Политтехнолог, который хоть раз участвовал в создании в регионе или муниципии общественной организации, призванной олицетворить поддержку широкими народными массами кандидата или партийного списка, знает, что начинать ее строительство надо снизу, вовлекая в сеть самые низовые социальные хабы.

Технологи-полевики находят на местах и мотивируют референтных лиц, лидеров общественного мнения, которые сплачиваются под крылом очередного пока еще пустого «союза». Затем организация раскручивается, декларирует цели «сеять разумное, доброе, вечное», совершает по нарастающей несколько публичных добрых дел, В развитие проекта выпускается печатный орган организации, в котором на первой полосе деятели «союза» решают проблему конкретной бабушки, на второй — устами действительно знаковых, популярных в округе, но при этом простых, рядовых жителей приветствуются благие намерения крепнущего нового гражданского объединения, третья полоса посвящена перспективному прожекту организации, а на четвертой, как водится — кроссворд.

В общем, азы наращивания рейтинга новоявленного общественного объединения, с последующей встречей оного с кандидатом ради объединения совместных усилий и переноса тем самым набранного организацией авторитета на образ кандидата.

«Единая Россия» начала выборную думскую кампанию с дискредитации этой опробованной и логически обусловленной технологии. Презрев законы жанра, единороссы начали строительство «народной» пирамиды, перевернув ее вверх тормашками и оперев на неустойчивую вершину. Ошибка принципиальная. И она еще больше усугубит шаткое положение партии власти.

С точки зрения политтехнолога, начинать создание «Народного фронта» следовало с работы в низовых структурах общественных организаций, которые единороссы намерены привлечь для этой цели. Региональный охват должен быть максимально широким. Причем, в идеале необходимо действительно заронить зерна политической дискуссии на местах и промодерировать ее, подталкивая участников — членов общественных объединений — к выводу: «только ПУТИН, а остальные фигуры на его фоне — лишь политические карлики».

В качестве затравки и старта пиар-сопровождения этой непростой работы мне видится цикл телепередач, сделанных местным ТВ, а затем растиражированный и развитый федеральными каналами. К примеру, где-нибудь в Урюпинске ветераны локальных войн на неформальной встрече вспоминают, что только ПУТИН прилетал на новый год в Чечню, что кто-то из собравшихся был им лично награжден, а вдова погибшего воина заклинает быть начеку в борьбе с террором и уповает на стабильность…

Целеполагание сообщения — архитипизировать и реанимировать в массовом сознании взлет политической карьеры ПУТИНА, связанный с победой России во второй чеченской кампании. Затем — репортаж с конференции местной организации ветеранов-афганцев Урюпинска, на которой, между отчетным докладом председателя и выборами контрольной комиссии ввинчивается вопрос «о политическом моменте». И рядовые члены общества буквально с мест, с должной эмоцией, переубеждая скептиков и критиков, приходят к единодушному: «никто, кроме нас… и ПУТИНА».

А, допустим, для местечковых предпринимателей какого-нибудь Мышкина темой для панегирика десятилетию стабильности и лично премьеру могло бы стать сравнение по переписям имущества, состоявшего у них на балансе в 1999, с нажитым к 2011.

Вот уже затем делегаты из Урюпинска, Мышкина, из других мест бьют челом Францу КЛИНЦЕВИЧУ, Александру ШОХИНУ и т.п. Требуют услышать выстраданные в долгих спорах аргументы и доводы рядовых общественников и настаивают на фронтальном братании власти и народа.

Пока же общество получило от ЕР-технологов в качестве пищи для мозгов буквально следующее. В кремлевских кабинетах решили в очередной раз отмобилизовать избирателя голосовать за «Единую Россию». В качестве ломового рычага административного ресурса хотят использовать структуры общественных организаций. На «фронтовом» совещании у ПУТИНА присутствовали все те же экс-чиновники, делегированные на общественную работу, действующие депутаты, профорги и руководство партий-саттелитов — в общем, патроны из все той же властно-номенклатурной обоймы. Именно им, а не рядовым общественникам в обмен на исполнение политзаказа обещается часть думских мандатов. Кто находился чуть поодаль от корыта — тому предлагается приблизиться и прильнуть. В обмен на голоса и души. А российских чичиковых с маниловыми не надо учить, как раздуть «ревизские сказки», приписать за своими вотчинами побольше живых и неживых крепостных.

Политтехнолог, прошедший «полевую» выучку, знает, что в нынешнем состоянии общественной российской жизни многие «сплоченные и массовые» общественные движения и организации на поверку оказываются дутыми, аморфными, неуправляемыми структурами. Рисованными пирамидами. Заверения и гарантии их руководителей, что им удастся отмобилизовать и побудить к социальному действию членов организаций, необходимо делить как минимум на десятикратный коэффициент. И пытаясь влиять на общественников лишь через их вертикаль, выстраивая коммуникацию с их формальными руководителями, единороссы со своим путин-фронтом рискуют совершенно оторваться от народного тыла. Перевернутая и поставленная на острие пирамида «народной» поддержки на поверку окажется лишь рисованным каркасом.

Несколько слов о риторике «Единой России». Выражение «народный фронт», кроме мобилизующего смысла, таит в себе и требует обозначить образ врага. Врага народа. Есть опасение, что в этот раз партия власти может не выдержать тона второй запутинской президентской кампании, в которой образ ПУТИНА представлялся как объединительный. И вместо игры на паттернах «национальный лидер» и «план ПУТИНА — победа России» единороссы рискуют сорваться в жесткое противостояние с «рот-фронтом» коммунистов. Может развиться напряженная ситуация, подобная ельцинской кампании «Голосуй или проиграешь!» И не исключено, что в этом случае, даже если партия власти формально и не проиграет, отмобилизованные на фронты сторонники и противники режима не уймутся после оглашения результатов выборов ГосДумы и Президента РФ. Боевые действия продолжатся. Фронтовая логика может моментально разломить общество и возвести перекоп гражданской войны.

Скажете, напрасная тревога? Но насколько легко подхватил тему Президент РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ, призвавший другие партии формировать свои «народные фронты» и позволивший тем самым узким группам политиков приватизировать право выступать от имени всего народа? Вот эта легкость манипуляций с государствообразующими смыслами и пугает.

Но слава Богу, что народ в большинстве своем пока еще не знает, что призыв на фронта уже объявлен. Народ пока что мирно засаживает картошкой свои дачные участки, надеясь к осени убрать урожай. Дадут ли ему это сделать нынешней осенью?

Алексей АЛЕКСАШИН, «Политические технологии».

ПОЛИТИКА