ЗАПОЗДАЛЫЕ ПРОЗРЕНИЯ ГРУЗИНСКОГО ОППОЗИЦИОНЕРА

ЗАПОЗДАЛЫЕ ПРОЗРЕНИЯ ГРУЗИНСКОГО ОППОЗИЦИОНЕРА
106

georgiaВ минувший понедельник  перед американским посольством в Тбилиси прошла акция с участием чуть более 100 человек и примерно такого же количества журналистов. На это мероприятие, которое никак не тянет на рейтинг массового, можно было бы и не обращать внимания, если бы не некоторые подробности, проливающие свет на так называемый грузинский демократический транзит. Акция проходила под девизом «Прекратить поддержку режима СААКАШВИЛИ администрацией США», а ее организатором стала оппозиционная «Грузинская партия» во главе с экс-министром обороны Ираклием ОКУРАШВИЛИ, находящемся в Париже в политическом убежище.

«Это означает выражение свободы слова, и демократическое общество спокойно встречает подобные шаги, независимо от того, согласны мы или нет с целями и задачами партии», — заявил посол США. Если это был очередной намек на существенный прогресс демократии в Грузии, то зачем же тогда грузинской оппозиции нужны политические убежища в демократических странах?  Да и является ли эта оппозиция сколь-нибудь влиятельной силой в своем обществе?

Выступивший на митинге один их лидеров партии Созар СУБАРИ сказал, что влияние США на политику Грузии настолько велико, что «достаточно одного слова, одной угрозы, чтобы СААКАШВИЛИ прекратил терроризировать свой народ». Это означает, что оппозиция, не веря в собственные возможности обеспечить демократическое развитие общества, апеллирует к внешнему могущественному оператору. Тогда кто же должен строить демократию в своих странах — сами народы или администрация США?

Как известно, промоушэн демократии везде и всегда — генеральная декларируемая философия внешней политики Запада. По отношению  к Грузии приверженность этой философии ежеминутно подтверждается  в заявлениях на самом высоком уровне.  Но тогда почему г-н ОКУРАШВИЛИ вознамерился «перекрыть американцам кран в Грузии», громогласно заявляя, что таковой находится в посольстве США, откуда идет «весь этот поток грязи, отравляющий грузинское общество»?

«Если русские отнимают у нас территории, то американцы отнимают у нас свободу. А обладать территориями при потерянной свободе нет никакого смысла», — резюмирует политик, который на протяжении своей карьеры как раз и отвечал за сохранность того и другого. С этим выводом трудно не согласиться. Вместе с тем следует внести ясность в причинно-следственную связь. Она состоит в том, что Грузия, став участницей чужого политического проекта, утратила собственную политическую субъектность и стала лишь орудием в руках другого политического игрока. За утратой независимости, свободы самостоятельного выбора пути в розово-революционном 2003 году закономерно последовала и утрата территорий в трагическом 2008-м.

«Америка, перезагрузи свою политику в Грузии!» — было начертано на транспарантах участников акции. Но Америка не ответила. Ей просто некогда. Она продолжает играть свою игру. Обретет ли таковую грузинская оппозиция?

Вячеслав ЯГУБКИН, к.п.н., член Экспертного совета редакции газеты «Городские вести».

ГРУЗИЯ