ЗАПАХ ПОРОХА НАД КАРАБАХОМ

ЗАПАХ ПОРОХА НАД КАРАБАХОМ
101

golodПроблема Нагорного Карабаха вновь выходит на первый план в кавказской политике. Судя по сообщениям средств массовой информации, а также по активизации представителей Баку и Еревана, начался «разогрев» карабахского вопроса всеми заинтересованными политическими игроками. Экспертами уже обсуждаются самые разные проекты решения карабахской проблемы, включая новую войну между Азербайджаном и Арменией. Очевидно, что армяно-азербайджанский вооруженный конфликт из-за Нагорного Карабаха обвалит и без того ненадежную систему региональной безопасности на Южном Кавказе.

Напомним, что начало карабахскому конфликту было положено в феврале 1988 года, когда населенная преимущественно армянами Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) с центром в Степанакерте заявила о выходе из Азербайджанской ССР. В сентябре 1991 года в Степанакерте было объявлено о создании Нагорно-Карабахской Республики (НКР) в границах бывшей НКАО и соседних армянонаселенных районов Азербайджана. Официальный Баку назвал создание НКР незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха. Начавшийся вслед за этим вооруженный конфликт, в ходе которого Азербайджан пытался удержать Карабах, а армянские отряды отстаивали независимость края при поддержке Еревана и армянской диаспоры других стран, продлился до 12 мая 1994 года, когда вступило в силу соглашение о перемирии.

В результате соглашения 1994 года Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом и — полностью или частично — 7 прилегающими к нему районами.

С 1992 года и по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы Карабаха, который не является стороной переговоров. Какой же выход видят и какими методами для решения этой проблемы пользуются конфликтующие страны?

Итак, Армения. В начале 2010 года президент Серж САРГСЯН совершает регулярные поездки в Москву, обсуждая с главой российского государства возможность очередных трехсторонних встреч. Встречи проводятся, однако эксперты ограничиваются выражением удовлетворения по поводу того, что переговоры продолжаются и что возможности мирного урегулирования не исчерпаны. А это в свою очередь означает, что стороны продолжают топтаться на месте, каждый раз уверяя в том, что следующая встреча станет более результативной.

Серж САРГСЯН, выступая в парламенте Кипра в ходе своего государственного визита, выразил сожаление по поводу того, что исключительная возможность установить мир в регионе, которая могла стать началом для мирного сосуществования и развития народов региона, до сих пор используется Азербайджаном с целью подготовки новой агрессии. Официальный Ереван пытается представить Нагорный Карабах мировой общественности в качестве особого экономического проекта, так называемой свободной экономической зоной. Основной акцент сделан на привлечение в регион европейских инвестиций, которые впоследствии могут стать своеобразной гарантией безопасности для армянской стороны от внезапной агрессии Азербайджана. 3 февраля 2011 года в Нагорный Карабах прибыла группа предпринимателей из Словакии, Австрии и Чехии с целью проведения переговоров по реализации совместных проектов в сфере энергетики и сельского хозяйства. Программой предусматривается вложение инвестиций в строительство ГЭС на территории Нагорного Карабаха.

В самой Армении также звучат разговоры и пророчества о том, что карабахский вопрос близок к разрешению, причем в очень конкретной формулировке: «Карабах продают». Это обвинение, которое на протяжении всего периода карабахского конфликта озвучивает оппозиция в адрес руководства Армении и, в частности, президента страны. Однако до сих пор этот конфликт успешно служил лишь логике смены правительства или стремлению удержать власть, как в Армении, так и Азербайджане. На столе переговоров по нагорно-карабахскому конфликту лежат предложения, сделанные обеим сторонам сопредседателями Минской группы ОБСЕ — это так называемый обновленный Мадридский документ, который, однако, не устраивает руководство Армении.

Примерно в это же время усиливается милитаристская риторика Азербайджана. Выступая на различных массовых мероприятиях, съездах, президент Азербайджана Ильхам АЛИЕВ неоднократно заявлял о необходимости проведения на территории Нагорного Карабаха операции по наведению конституционного порядка. Таким образом, давая понять, что как такового военного конфликта между двумя странами не будет, «это исключительно внутренняя проблема республики», подобная операции России в Чечне.

В интервью каналу Euronews Ильхам АЛИЕВ на вопрос, каковы шансы мирного урегулирования карабахского конфликта, ответил: «Мы хотим положить этому конец мирными средствами и работаем в этом направлении, но в то же самое время и у нашего терпения есть пределы. Надеюсь, что уже достигнутые базовые соглашения и то, что мы планируем согласовать в течение нынешнего года, — все это положит конец конфликту, и на Кавказ придет мир».

И что же именно планировал и воплощал в жизнь господин АЛИЕВ в 2010 году? Все достаточно просто. У Армении уже есть старший и сильный товарищ по имени Россия (об этом свидетельствует российско-армянское соглашение о продлении срока пребывания российских войск на базе в Гюмри до 2044 года). Соответственно, и Азербайджану нужны высокие покровители. И найти их, как оказалось, не так-то и сложно. По итогам первого заседания межправительственной комиссии Кувейт — Азербайджан участники заседания подчеркнули необходимость укрепления и развития двусторонних отношений. Кувейт признает территориальную целостность Азербайджана и поддерживает «справедливую позицию» Баку в нагорно-карабахском вопросе.

Как отмечает информационное агентство EurasiaNet, согласно договору о стратегическом партнерстве и взаимопомощи, ратифицированному 21 декабря 2010 года парламентом Азербайджана, Турция и Азербайджан обязуются оказывать взаимное содействие в случае вооруженного нападения или «агрессии» в отношении друг друга, «используя все возможности». Документом также предусматриваются деятельность по техническому перевооружению для проведения совместных военных операций, взаимодействие в «военно-технической» сфере, проведение совместных военных учений и военной подготовки, правда, без конкретизации данных направлений.

Также немаловажным моментом является тот факт, что Европейский Союз и Азербайджан подписали соглашение, по условиям которого страна Каспийского бассейна обязалась снабжать Европу «значительными объемами» газа. Евросоюз назвал это важным шагом, позволяющим снизить зависимость блока от поставок из России.

Дипломатическая активность Баку в 2010 и 2011 годах показывает, что Азербайджан намерен любыми путями решить вопрос с Нагорным Карабахом в свою пользу. И, несмотря на заявления господина АЛИЕВА и господина САРГСЯНА о намерениях мирного разрешения конфликта, следует напомнить о том, что столкновения в зоне Карабахского конфликта происходят последние полгода, причем месяц от месяца наблюдается эскалация конфликта.

В пользу версии о готовящейся новой войне в Карабахе говорит и то, что последние годы Азербайджан активно закупал за рубежом вооружение. Только ли для того, чтобы просто попугать Армению? Вряд ли, ведь, как известно, рано или поздно висящее на стене ружье выстрелит.

Значит ли это, что потенциал несилового разрешения карабахского вопроса исчерпан? На наш взгляд, нет. У Баку и Еревана остаются возможности для политического урегулирования карабахской проблемы — это и обновленные Мадридские документы, и нередкие трехсторонние встречи президентов Армении, Азербайджана и России. Однако ни один из этих вариантов, похоже, не устраивает Баку и Ереван. И это значительно повышает угрозу возникновения новой войны на Южном Кавказе.

По мнению некоторых экспертов, для урегулирования карабахского соперничества может быть использован также опыт совместного проживания армян и азербайджанцев за пределами своих государств. Например, в России, где представители двух народов не только живут вполне мирно, но и сотрудничают друг с другом. Российский опыт армяно-азербайджанского общежития дает основания полагать, что настоящей и главной причиной конфликта вокруг карабахской проблемы является качество политических элит в Баку и Ереване, а отнюдь не «вековые противоречия» азербайджанского и армянского народов. А раз так, то и ответственность за угрозу разжигания новой войны будет лежать на политическом руководстве Азербайджана и Армении.

Сдерживающим фактором для Еревана и Баку в такой ситуации, на наш взгляд, может служить то, что новый вооруженный конфликт — если, конечно, он произойдет — вряд ли закончится «окончательным решением» карабахского вопроса. Но зато почти наверняка война приведет к политическим потрясениям в Азербайджане и Армении, итогом которых станет крах нынешних политических режимов, принудительный уход действующих глав двух государств и приход к власти новых элит. Которые, будем надеяться, окажутся более дальновидными в решении карабахской проблемы.

Павел ГОЛОД, специально для PolitRUS.

АЗЕРБАЙДЖАН