ИЛЬЯ ВОЛОДЬКО: «ПЕРЕСЕСТЬ С ЛОШАДИ СРАЗУ В ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ НИКОМУ ЕЩЕ НЕ УДАЛОСЬ»

ИЛЬЯ ВОЛОДЬКО: «ПЕРЕСЕСТЬ С ЛОШАДИ СРАЗУ В ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ НИКОМУ ЕЩЕ НЕ УДАЛОСЬ»
71

volodko«Неэффективное государство говорит о необходимости повышения эффективности экономики и тут же собственноручно и нагло изымает ресурсы для той самой модернизации. Пока будет сохраняться подобное положение вещей модернизация в стране так и ограничится директивной заменой «лампочек Ильича» на новые энергосберегающие», — генеральный директор консалтинговой компании MACON Realty Group Илья ВОЛОДЬКО делится своими соображениями о том, почему курс российского правительства на модернизацию и инновации и жизнь простого предпринимателя идут параллельно друг другу.

В парке ведущего российского ритэйлера — сети «Магнит» 2 642 грузовых автомобиля, каждый из которых стоит не меньше 100 тысяч долларов. Их средняя скорость движения по российским дорогам, из-за плохого состояния последних, едва достигает 40 км/ч, в то время как в Европе этот показатель равен 80-100 км/ч. Это означает, что у нас за сутки грузы перемещаются на 250-300 км вместо 800 км за границей.

К чему это я? К тому, что качество российских трасс вынуждает эту компанию иметь в два раза больше автомобилей, чем она могла бы. Опускаем тот факт, что в условиях плохих дорог эксплуатация машин обходится дороже, срок службы снижается, а расход топлива существенно увеличивается, особенно «в пробках». Кроме того, дополнительным водителям нужно платить заработную плату, а государству — налоги. Получается, что за последние годы компания потратила лишние 100 млн. долларов и еще неизвестно, какую сумму теряет ежегодно.

Куда пошли бы эти деньги, если дороги в России по качеству были бы европейскими? Вероятно, на повышение эффективности работы компании, например, в новое программное обеспечение, обучение, или на открытие новых магазинов. И в том и другом случаях, производительность труда в компании стала бы выше.

Правительство, продвигая в течение последних нескольких лет идеи модернизации экономики и провозглашая курс на инновационное развитие, прежде всего рассчитывает таким образом повысить производительность труда. Ведь именно это является принципиальным вопросом долгосрочного и устойчивого развития любой экономики. Другими словами, каждый работающий человек должен производить максимальное по стоимости число товаров. Тогда экономика становится конкурентоспособной, а уровень жизни населения выше.

Достичь этого не просто. И дело тут далеко не только в дорогах. Специфика нашей страны проявляется практически во всем. Так, ввиду особенностей российского бухгалтерского учета мы вынуждены иметь двух бухгалтеров вместо одного, а порой еще и третьего — чтобы он стоял в очередях в налоговой инспекции или пенсионном фонде. В банковской сфере из-за устаревших регламентов одна и та же операция в России занимает в два раза больше времени и требует участия в два раза большего числа сотрудников, чем в США. Административные процедуры в строительстве увеличивают сроки реализации проектов и влияют на итоговую цену. Когда из-за задержек в согласовании квот на привлечение иностранной рабочей силы в садах и на полях гниют фрукты и овощи — это тоже потеря производительности и конкурентоспособности.

Но самое главное — это деньги. Деньги, которых не хватает предприятиям для покупки современных производственных линий и технологий. Для того, что называется модернизацией. Неэффективное государство говорит о необходимости повышения эффективности экономики и тут же собственноручно и нагло изымает ресурсы для той самой модернизации. Пока будет сохраняться подобное положение вещей модернизация в стране так и ограничится директивной заменой «лампочек Ильича» на новые энергосберегающие.

Однако еще толком не разобравшись с модернизацией, российская экономика в лице многострадальных предпринимателей получила новый мощный сигнал. На этот раз видимая рука государства недвусмысленно дала понять, что двигаться дальше нужно в сторону инноваций. И в эту сферу начинают направляться ресурсы и административное внимание.

Как себя чувствуют инноваторы в России? Каждый, наверное, хоть раз в жизни видел красивый и современный особняк среди городских трущоб. Получается ли у его владельца иметь добрые отношения с соседями, выходят ли они вместе на субботник, чтобы сделать что-то полезное для своего района? Но главное даже не это. Добираться до такого дома приходится по той же грязи и ухабам, что и всем остальным, и получается это ничуть не быстрее.

Также и в инновациях. Старинный русский принцип «из грязи — в князи» в масштабах страны не действует. Даже разработав новый и современный продукт, продвинуть его в России невозможно. Отсталая промышленность просто не в состоянии его произвести. Инновационные продукты вообще очень чувствительны к себестоимости. Инновационный «клондайк» «Сколково» вряд ли сможет эффективно работать, когда для бизнеса нет инфраструктуры, обеспечивающей наименьшие издержки. Возможно, поэтому среди иностранных компаний и есть определенный интерес к проекту. Желая иметь доступ к российским ноу-хау, они понимают, что без модернизации всей экономики и государства коммерциализировать их в самой России невозможно. А значит, более конкурентоспособными опять станем не мы.

В чем выход? Сначала привести в порядок дороги, налоговое администрирование, судебную систему. Модернизировать государственный аппарат и повысить его производительность. И если хотя бы на первое время часть расходов бюджета и внимания первых лиц переориентировать с инноваций на эти «пробки» страна только выиграет. Конкурентоспособной экономики без эффективного правительства все равно не бывает. И пересесть с лошади сразу в электромобиль тоже никому еще не удалось.

ПОЛИТИКА