МИНСК — ДЕЛО БЛАГОРОДНОЕ

МИНСК — ДЕЛО БЛАГОРОДНОЕ
66

minsk«В чем Москва пошла на уступки Брюсселю и Вашингтону ради того, чтобы окончательно заполучить Минск?» — данный вопрос волнует в эти дни многих наблюдателей. И не только в столице все менее суверенной даже формально Беларуси. Обсуждают активно его в Москве (что вполне логично) и даже в Киеве, где все надежды возлагают на свое светлое будущее в составе большой европейской семьи и силятся забыть как страшный сон прошлое в составе большой советской. Белорусский вариант «братания с Россией» в случае с Украиной маловероятен, однако совсем исключать его самостiйна та нэзалэжна не спешит. Как и вовсе даже не условного раздела на западную — проевропейскую и восточную — пророссийскую — части.

В России (не в «высоких» кабинетах, а на обывательских кухнях) последние годы умилялись белорусскому экономическому чуду: то, как «батька» фактически сохранил социализм и при отсутствии сколь-нибудь значимых природных недр уровень доходов сябров выше аналогичных российских показателей. Мифы создаются годами, а рушатся в один миг. Так рухнул и миф о белорусском экономическом чуде.

Оказалось, что значительная часть доходов братской Беларуси при сознательном попустительстве Кремля формируется из переработки российского углеводородного сырья, поставляемого по-братски низким (в сравнении с мировыми) ценам и его последующей продаже в Европу по очень даже рыночным ценам. За счет полученных таким образом сверхприбылей бюджет Беларуси мог дотировать своих аграриев и легкую промышленность, продукция которой в результате этого становилась дешевле аналогичной российской, а потому все больше захватывала рынок «старшего брата». Такой вот круговорот нефте/газового «бабла» из «деревянных» в «зайчики» и наоборот, а затем в доллары и евро — для оседания на швейцарских счетах ключевых участников этого процесса.

Иными словами, Беларусь де-юре считалась одним с Россией союзным государством, де-факто жила за счет России, но при этом вела себя как девица пубертатного периода — ссорилась по любому поводу с родителями и рвалась на волю.

Впрочем, на воле — в Европе — Беларусь с диктаторскими замашками ее многолетнего «батьки» Александра ЛУКАШЕНКО не очень-то и привечали. Германия и Франция, как стержень объединенной Европы, еще продолжают пребывать в состоянии легкой прострации от наследственности и поведения «новоприобретенных родственников» из Восточной Европы: стран Балтии, Румынии, Болгарии и т. д. И если уж отказывают куда более финансово благополучным Турции и Украине, то о Беларуси и речь не идет. Да и с Москвой ссориться из-за ее «бедной родственницы» никто особо не хотел.

Подливала масла в огонь и Польша, которой вовсе ни к чему по соседству сильная и успешная Беларусь. Зато она не прочь закупать у нее недорогие продукты переработки углеводородов, пользоваться за смешные в общем-то деньги ее инженерно-техническим потенциалом — в обмен на «бусы» атрибутов жизни современного европейца: подержанные автомобили, бытовую электронику, отделочные материалы, продукты питания, парфюмерию и одежду мировых лейблов…

Впрочем, помочь Беларуси совладать с экономическим коллапсом, случившимся в последний месяц, европейцы были в состоянии: необходимые 6-7 млрд евро не такая великая сумма для той же Германии. Тем более, что ранее Европа не раз ссужала режиму ЛУКАШЕНКО. Что помешало на сей раз?

В первую очередь, Россия. Москве, похоже, окончательно насточертело терпеть выкрутасы Минска. А потому она попросту обменяла временную «слепоту» и глухоту» Европы на свои действия по аннексии Беларуси, например, на подпись под резолюцией ООН по Ливии или еще что-то подобное.

И дело даже не в неоимперских амбициях Кремля, последние годы усиленно пытающегося вернуть былую мощь. Политика, как известно, концентрированное выражение экономики. А промышленность Беларуси, изрядно модернизированная за счет барышей от описанного выше «сотрудничества» с Россией, ныне представляет собой лакомый кусок для близких к Кремлю российских магнатов. Прежде «батьке» удавалось и преференции от Кремля получать, и контроль за активами удерживать. Но столько веревочке не виться…

ЛУКАШЕНКО позарез нужны деньги — иначе сябры его «на вилы поднимут». МВФ вроде бы и не отказывает в кредите, но намерен думать до осени, а время для «батьки» идет буквально на недели, если не на дни.

Россия (формально через фонд ЕврАзЭС) согласна выделить только 3 млрд. долларов, да и то в рассрочку: до конца текущего года — 1,2 млрд., в следующем — 800 млн., а в 2013-м — еще 1 млрд. По словам Министра финансов России Алексея КУДРИНА, первый транш Минск получит в течение недели после подписания всех документов.

Но даже и эту урезанную сумму Москва дает не просто так. Согласно условиям получения кредита, Минск обязуется в течение этих трех лет провести приватизацию своих активов на сумму 7,5 млрд. долларов. Кто приобретет наиболее ценные активы догадаться несложно.

Ну, а дальше все предсказуемо: кто контролирует экономику — тот контролирует и политику. А потому процесс превращения суверенной Беларуси в одну из западных провинций России (с формальным сохранением «независимости») многократно ускорится. В итоге благородное в целом дело — не первая уже по счету попытка объединения славянских народов и земель — ведется отнюдь не благородными методами.

Конечно, Александр ЛУКАШЕНКО и в этот раз попытается объегорить Москву, ринувшись в объятия Брюсселя. Да только там вряд ли ждут именно его — главным условием сближения с ЕС давно озвучена смена власти в Беларуси с «последнего диктатора Европы» на полностью прозападную фигуру. Почти всех «прозападников» из числа недавних кандидатов в президенты ЛУКАШЕНКО после выборов с маниакальностью пересажал. Пройдя тем самым точку невозврата.

Виталий АРЬКОВ.

БЕЛАРУСЬ