АБХАЗИЯ ПОСЛЕ БАГАПША: МЕЖДУ АМБИЦИЯМИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНОЙ

АБХАЗИЯ ПОСЛЕ БАГАПША: МЕЖДУ АМБИЦИЯМИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНОЙ
142

golodПолитическая ситуация в Республике Абхазия начинает накаляться. Это связано с недавними трагическими событиями — тяжелой болезнью и смертью президента Сергея БАГАПША, которая сразу же обострила вопрос о власти в республике. Очевидно, что объявленные на конец августа 2011 года президентские выборы станут непростым испытанием для всей государственно-политической архитектуры Абхазии.

Политическая ситуация в Абхазии в последние годы, еще при президенте БАГАПШЕ, почти полностью отражала в застывшем виде ту систему, которая сложилась в республике в ее «поздне-непризнанный» период (2004 — 2005 годы). Политические деятели по-прежнему делились на «хаджимбистов» (сторонников Рауля  ХАДЖИМБЫ, вице-президента Абхазии с 2005 по 2009 год) и «багапшистов», причем последние явно доминировали и пользовались доверием большинства населения.

Это подтвердили выборы в республиканский парламент весной 2007 года (тогда оппозиция получила только 7 из 35 мест в парламенте), и особенно президентские выборы, состоявшиеся 12 декабря 2009 года. В них против Сергея БАГАПША участвовали в качестве кандидатов Рауль ХАДЖИМБА, родственник первого абхазского президента Заур АРДЗИНБА и независимый бизнесмен Беслан БУТБА.

Победу одержал БАГАПШ, получивший в итоге 61% голосов (против 51% в 2004-м). Хотя его успех оппозиция объясняла использованием административного ресурса, в республике не наблюдалось никакого массового недовольства итогами выборов главы государства.

Стабильность в Абхазии сохранялась многие годы, в том числе в период российско-грузинской войны в августе 2008 года. Однако теперь возникает вопрос, а сохранится ли она после смерти президента БАГАПША? Ведь нынешняя ситуация осложняется тем, что у БАГАПША нет общепризнанного политического преемника — соответственно, отсутствует фаворит предстоящих внеочередных президентских выборов.

Среди наиболее вероятных кандидатов в президенты — вице-президент Александр АНКВАБ. Его конкурентным преимуществом может быть исполнение обязанностей президента. Кроме того, он во время первого президентского срока БАГАПША был премьер-министром и приобрел значительное влияние на экономические процессы в республике. Однако у АНКВАБА немало противников, на его жизнь было совершено несколько покушений (последнее — в прошлом году, когда он был ранен выстрелом из гранатомета).

Другим возможным кандидатом является Сергей ШАМБА, который с прошлого года является премьер-министром Абхазии, а ранее в качестве главы внешнеполитического ведомства (занимал этот пост с полугодовым перерывом с 1997 по 2010 годы) выстроил позитивные отношения со многими российскими политиками.

По мнению экспертов, возможно, что в президентских выборах примет участие и экс-вице-президент Рауль ХАДЖИМБА, в настоящее время — один из лидеров абхазской оппозиции.

Вероятно, в выборах примут участие и другие кандидаты, в том числе «технические», однако, по мнению большинства аналитиков, главное соперничество развернется между этими тремя претендентами.

Отсутствие среди основных соискателей президентского кресла безусловных электоральных фаворитов делает актуальным вопрос о легитимности государственной власти в Абхазии после августа 2011 года. В этой связи большую роль будет играть фактор демократичности, транспарентности президентских выборов.

Как заявил глава комитета по международным делам Государственной Думы ФС РФ Константин КОСАЧЕВ, Сергей БАГАПШ в свое время возглавил республику после проведения открытых демократичных и честных выборов, и во всей своей деятельности «имел легитимный мандат доверия своего народа». Константин КОСАЧЕВ также заявил, что «в команде БАГАПША осталось много политиков и его ярких соратников, которые могут претендовать на этот пост. Безусловно, бороться за него будет и оппозиция. Россия, как и предполагается во взаимоотношениях двух суверенных государств, будет наблюдать, не вмешиваясь».

По прогнозам грузинского эксперта по вопросам Кавказа Мамуки АРЕШИДЗЕ, в Абхазии ожидаются жаркие политические дни. «Кончина Сергея БАГАПША доставит Москве и Абхазии головную боль. Абхазская оппозиция попытается занять освободившийся пост, со своей стороны Москва попытается лоббировать свою кандидатуру», — заявил Мамука АРЕШИДЗЕ. Что касается роли Грузии в политических и электоральных процессах в  Абхазии, то эксперт считает, что «власти нашей страны не имеют серьезных рычагов».

Смерть президента БАГАПША создала в Абхазии огромные политические проблемы. Очевидно, что эта страна абсолютно не готова к серьезным кадровым и организационным политическим пертурбациям. «Стабильность ушла вместе с президентом БАГАПШЕМ», — так сегодня говорят многие жители Абхазии. Эксперты опасаются, что внутриполитическая ситуация в Абхазии из-за новых президентских выборов, из-за отсутствия реального лидера, который должен заменить Сергея БАГАПША, приведет к резкой дестабилизации обстановки.

Очевидно, что все реальные и потенциальные внутренние и внешние угрозы ближайшего времени станут реальной проверкой на прочность команды, сформированной за годы президентства БАГАПША. Наверняка, в этой команде есть сильные политики, способные возглавить страну. Речь, в первую очередь, идет о вице-президенте Александре АНКВАБЕ, председателе парламента Нугразе АШУБЕ и главе правительства Сергее ШАМБЕ. Им остается только договориться между собой.

Внутриэлитный консенсус в Абхазии сегодня становится абсолютно приоритетной задачей для Сухуми. В этом смысле, можно говорить о двух сценариях проведения президентских выборов в республике.

Сценарий 1. Основные участники политического процесса достигают договоренностей «на берегу» и идут на выборы не как конкуренты, а как сплоченная команда, с заранее прописанными и согласованными политическими ролями. В этом случае серьезной дестабилизации ситуации удастся избежать, итоги выборов будут предсказуемы и станут известны, по сути, до завершения официальной предвыборной гонки.

Сценарий 2. Договориться не удастся и кандидаты в президенты пойдут на выборы по отдельности. Это будет означать развал команды БАГАПША, сформированной в прошлые годы, и начала этапа жесткой межклановой борьбы в абхазском политическом классе. В этом случае итоги выборов (которые пройдут, очевидно, в два тура) могут быть оспорены проигравшей стороной. Амплитуда дальнейших политических колебаний на абхазской шахматной доске станет предельно широкой — от создания неэффективного временного коалиционного правительства до организации проигравшими кандидатами «цветной революции» с угрозой ее перерастания в гражданскую войну.

Павел ГОЛОД, специально для PolitRUS.

ПОЛИТИКА