ВОПРОС УЛУЧШЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ С РОССИЕЙ ПЕРЕХОДИТ ИЗ ПОЛИТИЧЕСКОЙ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПЛОСКОСТЬ

ВОПРОС УЛУЧШЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ С РОССИЕЙ ПЕРЕХОДИТ ИЗ ПОЛИТИЧЕСКОЙ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПЛОСКОСТЬ
68

Что является главной проблемой для вашей семьи? Большинство жителей Грузии, отвечая на этот вопрос, как и прежде, называет создание рабочих мест. Второе и третье места занимают доступное медицинское обслуживание и восстановление территориальной целостности страны.

Новых отчетов институтов, занимающихся социологическими исследованиями, в Грузии на этот раз ждали с особым интересом. Впервые за восемь с лишним лет в стране сложилась новая политическая реальность. Как эта реальность отразилась на представлениях и ожиданиях жителей Грузии — вопрос далеко не праздный, ибо от ответов во многом зависит и будущее развитие страны.

Сразу оговоримся: согласно последним исследованиям Национального демократического института никаких особо радикальных изменений в настроениях и приоритетах населения Грузии не произошло. Конечно, если не считать изменений в политических предпочтениях и рейтингах, которые не являются темой данной статьи. Поэтому отметим только одну деталь: изменения в политических рейтингах отражают не только высокий уровень доверия к коалиции «Грузинская мечта», победившей на парламентских выборах, но и высокий уровень ожиданий населения. Зафиксировав этот момент, перейдем непосредственно к результатам опроса.

Подвижные приоритеты

Большинство жителей Грузии, как и прежде, считает создание рабочих мест главной проблемой Грузии. С этим согласно 56% респондентов. Если посмотреть на отчеты за 2012 год, количество респондентов, считающих рабочие места, а значит безработицу, основной проблемой Грузии, практически не изменилось. В июне таких респондентов было 58%, а в августе — 57%. Таким образом, сокращение на 2% вполне можно считать статистической погрешностью.

Однако, если мы посмотрим на цифры в большем временном лаге, ситуация будет выглядеть по иному. В феврале 2012 года проблему рабочих мест считало приоритетной 63% населения Грузии, причем эта цифра росла с сентября 2011, когда она составила 61%. То есть, с февраля по ноябрь 2012 года в Грузии реально сократилось количество людей, считающих безработицу основной проблемой для своей семьи (именно так был задан вопрос в опросе, проведенном НДИ). Означает ли это, что за 2012 год в Грузии сократилась проблема безработицы? К сожалению, оснований так считать нет.

Несмотря на неплохие темпы экономического роста и небольшое статистическое сокращение количества безработных, считать, что на изменение в приоритетах повлияли события в реальном секторе экономики, серьезных оснований нет. Сокращение количества людей, считающих создание рабочих мест приоритетом для своей семьи, произошло за счет увеличения числа людей, назвавших другие приоритеты.

Так, на втором месте по проблематике оказался вопрос о доступной медицине. По сути, речь идет об ожидании всеобщего медицинского страхования, хотя сомнительно, чтобы большинство населения разбиралось в механизмах обеспечения.

Интересно другое: в марте 2011 года данный вопрос считали приоритетным лишь 21% респондентов, тогда как в ноябре 2012 года эта цифра составила 35%. При анализе данных ожиданий следует учитывать следующий факт: именно в период 2011-2012 годов в Грузии была осуществлена реформа здравоохранения.

Конечно, данный вопрос является предметом детального исследования, которое выходит за рамки данной статьи, поэтому отметим только одно обстоятельство. Факт появления практически во всех районах Грузии современных медицинских учреждений, привязанных к страховым компаниям, создал потребность в доступности здравоохранения.

Программа коалиции «Грузинская мечта» подразумевает реализацию программы всеобщего медицинского страхования для всех граждан Грузии уже в 2013 году. Отсюда и динамика роста приоритетности вопроса о доступном здравоохранении.

На третьем месте в приоритетах населения Грузии стоит вопрос о восстановлении территориальной целостности страны. Этот вопрос вместе с вопросом об отношениях с Россией можно было бы отнести к числу чисто политических, если бы не одно важное обстоятельство. В стране с сотнями тысяч насильственно перемещенных лиц вопрос о восстановлении территориальной целостности никак не может считаться чисто политическим. Ведь речь идет не только о возвращении беженцев на места постоянного проживания, но и о возвращении собственности, потерянной насильственно перемещенными лицами почти 20 лет назад.

Практически во всех предыдущих опросах Национального демократического института, данный вопрос занимал твердое второе место после проблемы безработицы. В марте 2011 года вопрос о восстановлении территориальной целостности считали приоритетным для своей семьи 38% респондентов. В ноябре 2012 года данный вопрос считает приоритетным только 29% респондентов.

Объяснение столь серьезного изменения может быть только одно: в обществе существенно сократились надежды на урегулирование конфликта и возвращение беженцев. Впрочем, следует признать, что они и до этого были достаточно иллюзорными. Это первое серьезное падение интереса общества к данному вопросу после августовской войны 2008 года, когда разочарование привело к тому, что данный вопрос отошел на второй план. Вплоть до августовской войны восстановление территориальной целостности было главным социальным заказом общества. По крайней мере, об этом свидетельствовали данные опросов, в том числе, проводимых Национальным демократическим институтом.

В связи с этим интересна динамика роста приоритетности вопроса об урегулировании отношений с Россией. В ноябре 2012 года 12% респондентов посчитали данный вопрос приоритетным для своей семьи. Это почти в 2 раза больше, чем в марте 2011 года, когда данный вопрос считали приоритетным всего 7% населения Грузии.

Интересна корреляция данного изменения с динамикой изменения отношения к вопросу о территориальной целостности. Рост приоритетности отношений с Российской Федерацией при сокращении рейтинга приоритетности восстановления территориальной целостности может означать лишь то, что в грузинском обществе растет недоверие к культивировавшемуся долгое время постулату о том, что ключи от решения проблем с сепаратистскими регионами лежат в Москве. Последние заявления Кремля по поводу невозможности пересмотра решения о признании Абхазии и Южной Осетии также способствовали подобным настроениям.

Вопрос улучшения отношений с Россией теряет свою прямую связь с оккупированными регионами и связан с надеждами открытия рынков сбыта для сельскохозяйственной продукции и отмены визового режима. То есть, переходит из политической в экономическую и гуманитарную плоскость.

От бедности к образованию

Однако вернемся к социальным вопросам. 28% опрошенных считают бедность основной проблемой для своей семьи. Показатель, несомненно, внушительный, но он на 8% ниже, чем в марте 2011 года, когда бедность была основной проблемой для 36% респондентов.

Сокращение данного показателя опять-таки вряд ли связано с реальными подвижками в экономике, хотя за прошедшие 1,5 года власти сделали все возможное для улучшения социального фона. Сокращение приоритетности данной проблемы связано с общественными ожиданиями и даже мечтами о социальном государстве. То есть, если раньше люди, считающие себя бедными, говорили об этом, сейчас часть из них предпочитает говорить не о бедности, как таковой, а о путях ее преодоления — повышении пенсий и зарплат.

Именно вопрос о повышении пенсий стоит в списке приоритетов после бедности. В сентябре 2011 года только 20% опрошенных респондентов называли размер пенсии проблемой для своей семьи. Правда, в марте того же года эта цифра была равна 26%. Сегодня также 26% населения считает эту проблему самой важной.

Тут необходимо обратить внимание на существенную деталь: за период с марта 2011 года по ноябрь 2012 года средний размер пенсии в Грузии увеличился на 72% — с 87,4 лари до 120 лари. Можно предположить, что это повышение в какой-то степени повлияло на снижение количества людей, считающих повышение пенсий первоочередной проблемой.

Впрочем, не будем забывать, что в Грузии около 836,5 тысяч пенсионеров, что составляет более 20% населения страны, ну а размер пенсий действительно низкий.

Хорошие новости. Реально сократилось количество населения, которое считает, что инфляция является первоочередной проблемой для его семьи. Если в марте 2011 года 39% населения считало инфляцию первоочередной проблемой, а в сентябре того же года число тех, кто так считает, возросло до 42%, то в ноябре 2012 года этот показатель оказался на отметке 19%.

Причем, в отличие от других показателей, мнение по поводу инфляции никак не может быть связано с ожиданиями. Это то, с чем все сталкиваются ежедневно. Каким образом грузинским властям удалось обуздать рост цен, который в определенный период стал едва ли не основной проблемой страны, предмет для отдельного обстоятельного разговора.

Одна из серьезнейших проблем, которая постоянно называется населением, — это проблема образования. По сути, здесь сколько людей, столько и мнений, но все-таки большинство населения все еще помнит советскую систему образования, которая была копией системы образования в Германии XIX века.

Понятно, что общее падение уровня образования было следствием развала советской системы вообще. За 20 с лишним лет после крушения Советского Союза старая система пришла в полную негодность, а провести радикальную реформу в сфере среднего образования, хотя бы такую же, какая была проведена в высшем образовании, у властей не хватило политической воли. В итоге, в ноябре 2012 года 15% населения страны считает проблему образования первоочередной для своей семьи, что на 5% выше, чем марте 2011 года.

Заказ на справедливость

Ну и в завершение о правах человека. Напрямую данная проблема не касается экономики страны, но на самом деле крайне важна для инвестиционного климата. Так вот, если в марте 2011 года только 7% населения считало проблематику, связанную с правами человека, первоочередной проблемой для своей семьи, то в ноябре 2012 года количество людей, которых эта проблема волнует в первую очередь, почти удвоилось.

Конечно, тут на первый план выходит тюремный скандал, который сыграл важную роль на парламентских выборах в октябре. Это как раз та проблема, которую наши средства массовой информации называют проблемой «восстановления справедливости». Но даже возросший до 13% населения социальный заказ «на справедливость», конечно, не идет ни в какое сравнение с проблемой безработицы или доступного медицинского обслуживания.

Проблемы в Грузии, конечно, есть и будут, а вот решать их необходимо как властям, так и обществу.

Источник: Business Time Georgia.

ГРУЗИЯ