ОТХОДЫ ГЕОПОЛИТИКИ

ОТХОДЫ ГЕОПОЛИТИКИ
56

Немногим более года назад Михаил СААКАШВИЛИ был абсолютно уверен, что сохранит большинство в парламенте Грузии и что его команда сможет удерживать власть едва ли не вечно. Однако проигранные в октябре 2013 года парламентские выборы и последовавшая за ними череда разоблачений, которые выявили допущенные его людьми злоупотребления, отправили популярность в глубокое пике.

Проведенный недавно опрос показал, что 57% жителей Грузии недовольны СААКАШВИЛИ и лишь 15% одобряют результаты его работы. Последние 12 месяцев СААКАШВИЛИ, правивший Грузией девять лет, все еще оставался главой государства. Однако на практике он почти утратил влияние.

Впрочем, СААКАШВИЛИ всегда был человеком, для которого статус знаменитости на Западе был куда важнее поддержки на Родине.

Совершенно не случайно сразу после озвучивания ЦИК Грузии предварительных результатов выборов нового президента страны, на которых побеждал Георгий МАРГВЕЛАШВИЛИ, без 5-ти минут бывший глава Грузии в буквальном смысле сбежал из Тбилиси в Брюссель. Где артистично смахивая слезу дрожащим голосом затянул «лебединую песню» для своих европейских и американских поклонников.

Однако страсть Михаила СААКАШВИЛИ к длительным монологам «о себе, любимом» утомляла даже его западных визави. «После разговора с ним нужно было выпить и отлежаться», — вспоминает один из них.

Вполне логично за последний год число тех, кто слушал СААКАШВИЛИ с интересом или хотя бы изображал это, заметно уменьшилось. Как прежде и с другой «звездой» постсоветского пространства — «помаранчевым» Виктором ЮЩЕНКО с Украины.

Поддержка Америки частично ограждала грузинского президента от внутренней критики, но в итоге именно она и стала для него гибельной. Хотя американцы и грузины привыкли называть друг друга «союзниками», никакого официального союза между двумя странами никогда не было. Однако СААКАШВИЛИ позволил потоку похвал, лившемуся из Белого дома, вскружить себе голову.

По мнению американских экспертов, ключевой ошибкой Белого дома было называть правительство СААКАШВИЛИ образцом политического и экономического реформаторства и восхвалять его самого как демократа.

СААКАШВИЛИ воздавали незаслуженные почести в основном из-за того, что он был настроен яростно антироссийски и «прозападно», а данную позицию зачастую считают доказательством приверженности политическим принципам либерализма и демократии.

Сама по себе полуавторитарная сущность режима СААКАШВИЛИ не имела бы такого значения, если бы миф о том, что Грузия — это пример успеха пресловутой «программы свободы», не служил главным и, возможно, единственным объяснением для грузино-американских отношений.

Степень, в которой эти отношения строились на бессмысленной риторике и пустых обещаниях, впечатляет. Президент США ораторствовал о свободе, наступившей при СААКАШВИЛИ (при котором, в действительности, в Грузии стало меньше гражданских свобод и политических прав), легитимизируя в глазах Запада жесткое и авторитарное правление грузинского президента.

В итоге СААКАШВИЛИ подумал, что дававшиеся Вашингтоном пустые обещания поддержки — это почти формальные гарантии безопасности, и принял катастрофическое решение ввязаться в войну, которую Грузия априори не могла выиграть. Он надеялся и на то, что НАТО его спасет — но надежа оказалась тщетной.

Что станет с СААКАШВИЛИ, пока непонятно. Главный вопрос сейчас заключается в том, попадет ли он под суд, уйдя с поста президента. Это, очевидным образом, зависит от того, найдет ли прокуратура основания предъявить ему что-то серьезное.

По материалам Foreign Affairs.

АКТУАЛЬНО