РЕВОЛЮЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

РЕВОЛЮЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
81

Президентские выборы в Афганистане состоялись. Процедура голосования 5 апреля с.г. выявила не только существенный рост политической активности граждан Афганистана, но и достаточно высокий уровень эффективности афганских силовых ведомств — национальной армии, полиции и спецслужб. Афганским талибам не удалось реализовать на практике свои угрозы сорвать выборы главы государства. Талибан продемонстрировал пределы своего влияния на ситуацию в стране. Сторонники же продолжения военно-политического сотрудничества официального Кабула с западными партнерами получили весомые аргументы для этого.

Массовый героизм у избирательных урн

Выборы президента Исламской Республики Афганистан (ИРА) 2014 года побили национальный рекорд по части явки избирателей. По сравнению с выборами главы государства 2009 года, явка в день голосования 5 апреля выросла почти в два раза и достигла, по официальным данным, 58%. Этот показатель электоральной активности — уникальное явление для постталибского Афганистана. По сути, речь идет о настоящей «революции избирателей».

В выборах приняли участие около 7 млн человек (всего в стране с населением 28 млн человек правом голоса обладают 13,5 млн граждан). Самое активное участие в выборах нового президента страны приняли женщины и молодежь.

По словам очевидцев, не только в Кабуле, но и в других городах в первой половине дня 5 апреля стояли длинные очереди на избирательных участках. При этом афганцев не пугали попытки боевиков вооруженной оппозиции атаковать избирательные участки в различных частях страны.

Так, в Джелалабаде (столица восточной провинции Нангархар) днем 5 апреля сотрудники МВД и Управления национальной безопасности (УНБ) ИРА задержали террориста-смертника неподалеку от одного из пунктов для голосования. Боевик не успел привести в действие самодельное взрывное устройство (СВУ), однако о его попытке совершить теракт немедленно стало известно местным жителям.

«Мы ожидали, что информация о планах смертника может напугать избирателей, однако этого не произошло, — рассказал один из сотрудников афганских силовых ведомств. — Люди говорили: боевика же задержали, значит, теперь бояться нечего. И шли голосовать».

По оценкам представителей Независимой (Центральной) избирательной комиссии (НИК) и МВД ИРА, голосование 5 апреля происходило на 6 тысячах 212 избирательных участках, что составило 90% от их общей численности. Из-за проблем с обеспечением безопасности голосование не было организовано на 211 избирательных участках.

Следует отметить, что закрытые из-за угроз талибов пункты для голосования располагались не только в традиционно проблемных южных и восточных провинциях страны, но и в некоторых северных регионах (например, в провинции Парван).

Ожидается, что предварительные результаты голосования 5 апреля будут официально обнародованы через две недели. Однако, как показывает афганская практика проведения электоральных кампаний, объявление итогов выборов может затянуться и на более длительное время.

При этом вряд ли победитель выборов определится по итогам первого тура голосования и поэтому следует ожидать решения вопроса о новом президенте Афганистана лишь во втором туре выборов, который пройдет в конце мая — начале июня 2014 года.

Информационная война против Залмая РАСУЛА

Судя по всему, предстоящие две недели станут для Афганистана временем медийных спекуляций и политических провокаций со стороны предвыборных штабов основных претендентов на президентский пост.

Команды доктора Абдуллы АБДУЛЛЫ и доктора Ашрафа Гани АХМАДЗАЯ уже утром 6 апреля объявили о своей победе на выборах 5 апреля. При этом оба кандидата ссылались на некие социологические опросы ряда НКО, проведенные еще до дня голосования, а также на данные экзист-пулов, организованных в день выборов 65 корреспондентами одного из афганских информационных агентств.

Согласно опросу корреспондентами агентства избирателей, выходивших с избирательных участков в нескольких крупных городах, первое место на выборах занял Ашраф Гани АХМАДЗАЙ — 42% голосов, второе место — доктор Абдулла АБДУЛЛА — 40%, третье место — Залмай РАСУЛ — 7%, четвертое — Абдул Расул САЙЯФ — 6% голосов.

По нашим оценкам, степень репрезентативности (достоверности) экзист-пулов, проведенных 5 апреля, невелика. Это связано и с явно недостаточным количеством корреспондентов, принимавших участие в опросе избирателей (65 человек при 7 млн. избирателей, участвовавших в голосовании), и с ограниченностью исследования несколькими городами страны.

Необходимо также учитывать особенности реагирования афганских избирателей на «провокационные» вопросы о том, как именно они только что проголосовали, а также этнические и поселенческие нюансы участников электорального процесса. Все это дает основания полагать, что реальные итоги выборов 5 апреля будут, скорее всего, серьезно отличаться от результатов экзист-пулов.

Представляется, что цифры разного рода экзист-пулов сегодня являются лишь инструментом и ресурсом для проведения медийных пропагандистских кампаний с целью формирующего воздействия на общественное мнение и оказания давления на власти страны. В частности, тиражирование результатов экзист-пулов рядом афганских телеканалов уже привело к поспешному празднованию сторонниками Ашрафа Гани АХМАДЗАЯ своей «победы».

Организаторы таких медийных кампаний, имеющих явный налет политической провокационности, судя по всему, хотели бы увидеть во втором туре президентских выборов Ашрафа Гани АХМАДЗАЯ и доктора Абдуллу АБДУЛЛУ, и очень не хотели бы увидеть там Залмая РАСУЛА.

Разворачивающаяся в афганских СМИ информационная кампания по интерпретации неких социологических опросов и сомнительных экзист-пулов, очевидно, является одновременно и информационной войной против Залмая РАСУЛА.

Владельцам и зарубежным спонсорам ряда афганских СМИ явно не хочется видеть его не только в президентском кресле, но и во втором туре выборов. Однако, по нашим оценкам, вероятность выхода Залмая РАСУЛА во второй тур выборов главы государства весьма велика. Равно, как и его победа во втором туре. <…>

Поражение «яростных мулл»

Выборы 5 апреля стали крупнейшим с 2001 года политическим поражением талибов в Афганистане. «Яростные муллы» не смогли реализовать свою угрозу сорвать голосование. Боевикам Талибана не удалось не то что сломать, но даже поколебать систему обеспечения безопасности в стране.

Отдельные отчаянные вылазки террористов-смертников накануне и в день выборов лишь подчеркивали стратегическую слабость талибов, чьи политические лидеры и полевые командиры могут рассчитывать разве что на отдельные жертвы среди афганцев и иностранцев и эпизодические приступы паники в афганском общественном мнении. О реальном возвращении талибов к власти в Афганистане речь вряд ли может сегодня идти.

Почти 60-процентная явка избирателей на выборах 5 апреля, среди прочего, свидетельствует еще и о низком авторитете лидеров Талибана в афганском общественном мнении. Большинство афганских избирателей, придя к избирательным урнам, тем самым проголосовали против талибов, требовавших бойкотировать выборы нового президента ИРА. Не случайно большинство кабульских экспертов назвали успешное проведение выборов 5 апреля «крупным поражением» талибов.

Можно предположить, что реванш за свое апрельское поражение талибы попытаются взять во время второго тура выборов. Афганским силам безопасности предстоит еще один серьезный экзамен на профессионализм, а кандидатам в президенты — напряженная борьба за явку избирателей, которая, скорее всего, окажется ниже, чем 5 апреля.

Андрей СЕРЕНКО, Афганистан.ру, (в сокращении).

АФГАНИСТАН