ОДКБ: ВЗГЛЯД ИЗ ЕРЕВАНА

ОДКБ: ВЗГЛЯД ИЗ ЕРЕВАНА
72

На прошлой неделе в Подмосковье прошла III Академия безопасности «ОДКБ и безопасность Евразии», организованная Фондом Горчакова совместно с Секретариатом ОДКБ и Институтом ОДКБ. Представители 6 стран ОДКБ (Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана), а также Молдавии, Приднестровья, Украины и Сербии обсуждали стоящие сейчас перед ОДКБ проблемы, а также формирование позитивного имиджа ОДКБ.

Хотя сама Академия прошла в дружественной и деловой атмосфере, она все же выявила значительные расхождения в ожиданиях от ОДКБ в обществах стран-участниц организации.

На практике подтвердилось географическое разделение ОДКБ на три направления со своими отдельными от других регионов проблемами: центрально-азиатское, с проблемой Афганистана; кавказское, в центре которого Армения со своими сложными отношениями с Азербайджаном и Турцией; и западное — с проблемами России и Белоруссии с НАТО и новой властью в соседней Украине.

Да и сами лекции и обсуждения свидетельствовали о том, что, как и представители стран-членов организации, которые рассматривают ОДКБ как одно из направлений сотрудничества с Россией, так и сама организация зачастую позиционирует ОДКБ в качестве одной из структур призванных защищать интересы РФ.

К примеру, спикеры старались по возможности обходить проблему Нагорного Карабаха, хотя за последний месяц участились обстрелы территории самой Армении — члена ОДКБ, которые стали причиной гибели нескольких армянских военнослужащих, да и самая большая вероятность вовлечения ОДКБ в военный конфликт связанна также с карабахским конфликтом.

Ведь вряд ли можно ожидать в ближайшие годы вторжения боевиков из Афганистана в Центральную Азию или начала Третьей мировой войны — военного конфликта между НАТО и ОДКБ.

И если в случае обсуждения двухсторонних отношений России со странами региона еще можно как-то понять заявления в духе «Армения наш союзник, а Азербайджан наш стратегический партнер», то во время обсуждений в рамках военно-политического союза было странным видеть подобную «осторожную» политику, которая является фактическим игнорированием интересов одного из своих членов.

Да и заявление генсека ОДКБ Николая БОРДЮЖЫ о том, что Совет министров иностранных дел ОДКБ признал необходимым приостановить попытки налаживания диалога с НАТО и в качестве приоритетного обозначил курс на укрепление сотрудничества с ШОС и Китаем, свидетельствует о том, что организация является проводником в основном российской политики, что делает сомнительным претворение в жизнь многих решений, на словах принимаемых всеми членами организации.

Например, Армения, активно сотрудничающая с НАТО в вопросе реформ в оборонной сфере, чьи миротворцы служат под командованием альянса в Афганистане и Косово (а в ближайшее время и в Ливане), вряд ли прекратит сотрудничество с НАТО. И на возможные российские упреки может парировать оправданием Москвы по вопросу продажи крупных партий оружия Баку — «ничего личного, только бизнес».

Следует также заметить, что непонятно, что означает приостановление диалога с НАТО в условиях, когда даже Россия намерена продолжать сотрудничество с альянсом в самом чувствительном для НАТО вопросе — снабжения войск в Афганистане.

С учетом всего этого, а также проазербайджанской политики некоторых членов ОДКБ в других международных организациях, неслучайно, что в армянском обществе есть сильные сомнения относительно надежности союзников по ОДКБ.

Неслучайно, что в сентябре прошлого года президент Армении Серж САРГСЯН, выступая в Сочи на очередной сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ, подверг критике ряд членов организации, которые, несмотря на членство с Арменией в том же военно-политическом блоке, в других международных организациях участвуют в принятии антиармянских резолюций, касающихся карабахского конфликта.

Источник в Минобороны Армении прокомментировал PolitRUS.com сотрудничество республики с ОДКБ, заявив, что Армения в своей оборонной политике полагается на свои силы, а не на помощь союзников по ОДКБ.

«Если даже и будет оказана помощь в случае конфликта с Азербайджаном, то она будет оказана в рамках двусторонних соглашений с Россией», — заметил он.

И это при том, что Армения является одним из самых активных членов ОДКБ, деятельно участвуя в развитии военного компонента организации, в частности Коллективных силы оперативного реагирования (КСОР).

Нужно признать, что хотя даже в НАТО есть существенные расхождения относительно деятельности организации, а сам альянс зачастую рассматривается как проводник политики США, однако в вопросе защиты стран-участниц организации в альянсе царит полное единодушие.

В этой связи можно лишь добавить, что при разработке программ по формированию позитивного имиджа ОДКБ, организации в первую очередь следует поработать над тем, чтобы заслужить доверие обществ стран-участниц организации.

Для этого ОДКБ не нужно стесняться того, что она является военно-политическим союзом, который организует тесное сотрудничество стран-участниц не только в военной сфере, но и в ряде других, чем уже организация занимается — помощь при чрезвычайных ситуациях, борьба с организованной преступностью, киберпреступностью и т.д.

Айк ХАЛАТЯН, специально для PolitRUS.com.

АЗЕРБАЙДЖАН