АЛЕКСАНДР КНЯЗЕВ: «АФГАНИСТАН ВЫХОДИТ НА НОВЫЙ ВИТОК КОНФЛИКТА»

АЛЕКСАНДР КНЯЗЕВ: «АФГАНИСТАН ВЫХОДИТ НА НОВЫЙ ВИТОК КОНФЛИКТА»
85

АЛЕКСАНДР КНЯЗЕВ_135В последний месяц в Афганистане произошло сразу несколько знаменательных событий: оглашение результатов президентской гонки, установление политического тандема двумя лидирующими кандидатами и подписание с США  двух новых соглашений, которые должны юридически закрепить новый формат партнерства Афганистана с США и НАТО. Однако, по мнению действительного члена Российского географического общества, профессора кафедры политологии Киргизско-Российского Славянского университета Александра КНЯЗЕВА, тандема в Кабуле не получится:

— Налицо — классическое двоевластие и хотя воевать между собой Ашраф ГАНИ и доктор Абдулла АБДУЛЛА вроде пока не собираются, чрезвычайно неустойчивая политическая конструкция, образованная сейчас в Кабуле, однозначно эффективной не будет.

Хотелось бы привести одну любопытную аналогию из сравнительно недавней афганской истории. Когда в 1992 году, взяв Кабул и свергнув президента Мохаммада НАДЖИБУЛЛУ, моджахеды достигли компромисса — между двумя враждовавшими между собой наиболее крупными группировками, таджикской «Джамаате Исломи» и пуштунской «Хезби Исломи». Их лидеры, соответственно стали один — президентом, Бурхануддин РАББАНИ, и второй — Гульбетдин ХЕМАТИАР — премьер-министром.

Бои в Кабуле, и за его пределами, между войсками президента и премьер-министра продолжались не один год. Другие группировки — узбекская генерала Абдул Рашида ДУСТУМА и хазарейская «Хезби Вахдат» — вступали во временные альянсы, исходя из текущей выгоды. На фоне этого хаоса в 1994-м появился «Талибан».

В данное время интенсивно проводятся разного рода встречи, пошел на временный компромисс губернатор Балх Ата Мохаммад НУР, еще накануне инаугурации отказывавшийся признать избрание Ашрафа ГАНИ президентом, раздаются должности недовольным таджикским лидерам, но политический процесс в стране в целом настолько фрагментирован, что устойчивой базы для функционирования центральной власти создать все равно не удастся.

Устанавливается двоевластие, отягощенное сильным регионализмом, клановостью и ростом интенсивности действий талибских группировок.

Между тем, еще не успели утихнуть разговоры об установившейся внутриполитической обстановке, как новый Президент Афганистана дал добро на подписание законсервированного договора с США.

Этот договор изначально не направлен на противодействие вызовам и угрозам безопасности в ИРА, его задача — легитимизация продолжающегося военного присутствия США в их геополитических интересах в обновленном формате.

США официально снимают с себя ответственность за обеспечение безопасности в Афганистане, пункт 3-й статьи 2-й соглашения четко и недвусмысленно возлагает эту ответственность на афганские силы безопасности.

«Стороны признают, что ANDSF (силы безопасности при Министерстве внутренних дел и Министерстве обороны Афганистана и, в случае необходимости, Национального управления безопасности) несет ответственность за сохранность людей и территорию Афганистана.

Стороны продолжат работать в целях укрепления способности ANDSF по сдерживанию и реагированию на внутренние и внешние угрозы. По желанию, США должны срочно определить параметры поддержки, которые они готовы предоставить ANDSF для того, чтобы реагировать на угрозы безопасности в Афганистане».

И очень размытый следующий, 4-й, пункт: «Стороны признают, что американские военные операции для победы над Аль-Каидой и ее членские организациями может быть целесообразным в общей борьбе с терроризмом».

По сути, это нецелевое право на ведение самостоятельных, несогласованных боевых действий. Оценка состояния афганских сил безопасности,  ANDSF, опять же с учетом роста активности талибов, позволяет прогнозировать достаточно резкое обострение военной составляющей конфликта в Афганистане.

Не думаю, что дело дойдет до взятия Кабула талибами, нынешние талибы децентрализованы, в этом их важное отличие от «Талибана» 1990-х. Однако в отличие от 1990-х в предельно критических ситуациях могут включиться в войну и американцы, но то, что страна выходит на новый виток конфликта, более тяжелый, это несомненно.

По материалам Vlast.kz.

АФГАНИСТАН