ДОГОВОР VS ДОРОГА

ДОГОВОР VS ДОРОГА
75

АНДРЕЙ ЕПИФАНЦЕВ_135В разрезе заключенного российско-абхазского договора особо абсурдно выглядят слова высшего российского руководства о возобновлении проекта железной дороги в Армению через Абхазию и Грузию. Я бы даже сказал: возмутительно абсурдно. По сути, это российско-абхазский договор ставит на этом проекте крест.

Раньше абхазы отказывались от этой дороги поскольку политически они боялись, что ее постройка оживит их контакты с Грузией, а экономически она им была не нужна потому, что Россия и так их кормила и им просто не надо было работать.

С Грузией была иная ситуация. В неполитизированном, чистом варианте для Грузии эта дорога была экономически безусловно выгодна. Однако проблема в том, что будучи в огромной степени зависимой от Азербайджана, в случае ее запуска, Грузия получила бы от Баку огромный экономический удар.

Он привел бы к повышению стоимости бензина, газа, уровня цен вообще и многого другого. Уровень жизни населения бы упал. В этих условиях объяснить народу необходимость открытия ж/д дороги, из-за которой их благосостояние упало, можно было бы только политическими уступками России по отколовшимся территориям.

И вот здесь мы подходим собственно к самому договору, который имеет отношение и к Грузии, так как он улучшает положение Абхазии, консервируя нынешний абхазский этнический проект в его противоречащем реальности виде.

Теперь шансы на то, что Абхазия добровольно вернется в Грузию (несуществовавшие и раньше) в глазах грузинского обывателя выглядят еще призрачнее. Соответственно, теперь получение согласия Грузии на дорогу становится призрачнее тоже.

Это простая дилемма: либо ты укрепляешь суверенитет Абхазии и добиваешься ее согласия на дорогу, но это же перекрывает возможность согласия со стороны Грузии. Либо ты делаешь реверанс в сторону Грузии, увеличиваешь ее надежды на возвращение Абхазии, но тогда дорогу тебе не дают делать абхазы.

До заключения союзнического договора между Москвой и Сухумом была возможность пройти посередине. Сейчас ее нет.

Андрей ЕПИФАНЦЕВ, публицист, руководитель аналитического центра Alte et Certe.

АБХАЗИЯ