СОХРАНЕНИЕ ВЛИЯНИЯ МОСКВЫ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ ВОЗМОЖНО ЛИШЬ В СОЮЗЕ С БАКУ

СОХРАНЕНИЕ ВЛИЯНИЯ МОСКВЫ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ ВОЗМОЖНО ЛИШЬ В СОЮЗЕ С БАКУ
114

Вот уже почти неделю в центре Еревана проходят митинги с требованием отменить решение Комиссии по регулированию общественных услуг о повышении тарифа на электроэнергию на 6,93 драма (около 0,015 доллара) за киловатт-час. Несмотря на то, что Президент Армении Серж САРГСЯН заявил о своей готовности встретиться и выслушать представителей митингующих, последние отказались от встречи с главой государства.

Экономика Армении

Еще современ СССР Армения была дотационной территорией и не отличалась своими особыми экономическими показателями. После распада Советского Союза и «парада суверенитетов» в Ереване решили, что в силу своего географического положения Армения сможет играть немаловажную роль в региональных проектах, что позволит ей улучшить свои экономические показатели.

Однако захват Арменией Нагорного Карабаха и соседних районов вынудил Азербайджан и Турцию закрыть свои границы с ней. От полной блокады Ереван спасла Москва, в обмен на фактически полную зависимость, как в экономической, так и в военно-политической сферах.

Создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и последующее вступление в него сулило Армении значительное улучшение ситуации в экономике. Но обострившиеся отношения России с Западом и падение мировых цен на нефть, как основной источник доходов России — донора экономики Армении, сильно отразились на динамике развития как ЕАЭС в целом, так и на его членах в отдельности.

Большинство жителей Армении, если сравнить их доходы со средними показателями в России и Азербайджане, живут за чертой бедности. При этом многие семьи живут в основном за счет денег, присылаемых из России живущими там родственниками или уехавшими на заработки мужьями и отцами. Поэтому даже незначительное повышение стоимости электроэнергии для конечных потребителей является критичным.

Факт того, что Армения сидит на пороховой бочке, было известен и ранее. Как и то, к какому результату это все может привести. Нынешней ситуация, вероятно, можно было бы избежать, но отчаявшемуся народу, который устал от коррупции, безработицы и нищеты очень сложно объяснить, что выходя на уличный протест, он становится орудием геополитических сражений и что после свержения действующей власти лучше не станет.

Геополитическая бойня

То, что Запад после Украины будет браться за регион Южного Кавказа, было известно еще и в разгар Евромайдана в Киеве. Эксперты лишь разнились в прогнозах того, какая из республик — Азербайджан или Армения — «рванет» первой.

Почему Запад сделал ставку именно на Армению? Во-первых, это самая бедная страна в регионе и «раскачать» ее не требует особых затрат. Чего не скажешь, к примеру, о соседнем Азербайджане.

Во-вторых, в Армении существовала сильная прозападная оппозиция с мощной электоральной базой, а многочисленные представительства западных так называемых правозащитных фондов практически беспрепятственно «обрабатывали» жителей республики, формируя нужные им настроения в гражданском обществе.

И, в третьих, если речь идет о геополитическом столкновении между Западом и Россией, то Армения более привлекательна для вывода ее с орбиты Кремля, поскольку находится в авангарде российской политики в регионе, будучи членом ЕАЭС и ОДКБ, а также продлив соглашение о размещение на своей территории российской военной базы.

В этой связи очень странной, если не сказать самоубийственной, кажется деятельность ряда сотрудников Администрации Президента Армении, о возможной причастнысти которых к организации нынешних протестных акций в Ереване, как ранее и к беспорядкам в Гюмри, сообщают некоторые осведомленные источники. Зная серьезную озабоченность Москвы активизацией организаторов «цветных революций» на Южном Кавказе, Ереван сознательно накаляет обстановку, требуя увеличить финансирование на борьбу с данной проблемой. По сути своей, это банальный шантаж, возведенный в ранг государственной политики.

Но при столь взрывоопасной обстановке и намерениях США изменить расстановку сил в регионе, смогут ли они вовремя остановить запущенный протестный механизм, не выйдет ли он из-под контроля и не сметет ли с политического Олимпа своих создателей?

Региональный расклад

Удар по главным российским интересам меняет полностью весь региональный расклад. Так если существовал баланс среди трех стран Южного Кавказа и все эксперты изначально говорили, что Грузия взяла путь развития евроинтеграции, Армения — пророссийский вектор, а самодостаточный Азербайджан выбрал собственный путь развития, то приход к власти в Ереване прозападных сил меняет кардинально все.

На выходе Россия окажется в ситуации фактической потери влияния на Южном Кавказе: Армению и Грузию, пусть и не столь радикально как при Михаиле СААКАШВИЛИ) можно будет считать находящимися в балансе Запада, а Азербайджан продолжит свою политику нейтралитета.

Перед Баку встанет вопрос определения своей стороны в этом противостоянии. Азербайджан может стать главным союзником России и Ирана в регионе — с учетом «увода» Армении и Грузии, иного варианта им просто не останется. Партнерство с сильными соседями выгодно и Азербайджану, поскольку может предотвратить интервенцию «банановых» революций и давления на сам Азербайджан со стороны Запада — в одиночку противостоять давлению Баку не сможет.

Другое дело, если Вашингтон и Тегеран смогут быстро договориться по «Иранской ядерной программе» и былое противостояние между ними сменится поначалу осторожным, но все же партнерством. При таком раскладе для Тегерана сотрудничество с Ереваном и Тбилиси будет предпочтительнее, нежели с Баку.

В Москве должны понимать, что, во-первых, Азербайджан — та страна, которая по своему потенциалу и геополитическому значению важнее, чем Армения и Грузия вместе взятые и, во-вторых, потерять Азербайджан означает полностью уйти из Южного Кавказа, открыть двери для Запада в Каспийское море и оголить границы своего Северного Кавказа перед внешними угрозами.

Ниджат ГАДЖИЕВ, специально для POLITRUS.com.

АЗЕРБАЙДЖАН