ГРУЗИЯ: ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПОПУЛИЗМ

ГРУЗИЯ: ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПОПУЛИЗМ
85

ТЕНГИЗ АБЛОТИЯ_135В Грузии тема номер один — очередной рост тарифов, и, по сути, это только начало. На первом этапе подорожание коснулось регионов, теперь на очереди Тбилиси. Позднее подтянутся и компании водоснабжения, ну а в конце — природный газ, самый крупный бонус, жирная точка в надеждах грузин на то, что Верховный Гуру будет платить за свет, воду и газ из своего личного кармана.

Вообще же, Грузия, как страна южная и уж тем более прошедшая опыт СССР, мыслит не так, как люди в других, более нормальных местах. Голова среднестатистического традиционного грузина набита под завязку различными штампами, лозунгами, тостами и теориями заговоров.

К примеру, подавляющее большинство населения свято верит в то, что энергоносители в Грузии стоят неадекватно дорого, что за спиной крупных монополистов-людоедов обязательно стоят какие-нибудь шишки из правительства.

Эту святую уверенность усиливают разного рода эксперты, которые заявляют, что, согласно их безупречным подсчетам, реальная стоимость электроэнергии, газа, воды должна быть как минимум на 50% ниже.

Не имеет смысла выслушивать все эти предположения, выкладки и цифры, так как по большей части они взяты от балды и не имеют никакого отношения к реальности.

Перед выборами каждая будущая власть мечет громы и молнии по поводу того, что тариф так высок из-за некоего крупного политика – к примеру, экс-министра внутренних дел Вано МЕРАБИШВИЛИ, который кладет себе в карман не меньше 10, нет, лучше 20% от энергетических тарифов.

И только придя к власти, покопавшись в скучных прозаичных бумажках, политиканы постепенно приходят к пониманию: предвыборная кампания это одно, а реальность — совершенно другое.

Приходится долго и нудно объяснять избирателю, что на самом деле никто не имел в виду, что тариф будет снижен, что их неправильно поняли, и, вообще, если мы хотим и дальше получать электроэнергию круглые сутки без графика, — надо платить.

Впрочем, толку от этого мало. Так же, как и от символического снижения тарифов — оно воспринимается населением Грузии как насмешка: «Нас за дураков держат…».

Народ Грузии никогда не будет доволен ни одним тарифом. Удовлетворение среднестатистический грузин получит только в случае, если тариф будет бесплатный или, еще лучше, если энергетические компании будут нам всем доплачивать за то, что мы пользуемся их услугами. Вот это было бы замечательно… Прямо как самая любимая, настоящая грузинская мечта: «Эх, если бы у меня был миллион…».

Удивительно, как наши люди склонны к разного рода диковинным объяснениям вроде бы понятных вещей. К примеру, прекрасно помню, как во время энергетического кризиса 90-х и начала 2000-х большинство моих знакомых были убеждены в том, что причиной отсутствия электроэнергии является… керосиновая мафия.

«Они специально блокируют подачу электроэнергии, чтобы лучше продавался керосин». Несмотря на абсурдность этой версии, — верили, причем верили люди неглупые, вполне самостоятельно мыслящие.

Всем этим очень активно пользуются грузинские политики, причем, чем ближе к маргинальному лагерю, тем громче обвинения и тем абсурднее предложения.

Любимый лозунг левых популистов — «Энергетику надо вернуть грузинскому народу!». Звучит, конечно, пафосно и жизнеутверждающе, но у нас есть определенный негативный опыт: энергетика все 90-е годы принадлежала-таки грузинскому народу. И как итог: целое поколение грузин выросло так, что узнало смысл слова «лампочка» лишь в зрелом возрасте — как раз в то время, когда энергетика перестала принадлежать грузинскому народу и обрела конкретных хозяев…

Понятно, что в таком контексте для «мечтателей» объявить о росте тарифов — это все равно, что отсечь себе правую руку. Уверен, что они искренне, по-настоящему хотели снизить цены, но уперлись в неотвратимую реальность: в случае если тарифы не вырастут, Грузия вернется в 90-е годы, а это в любом случае будет хуже.

Лично я не виню правительство в том, что оно не смогло предотвратить рост тарифов — ну, то есть прямой их вины в этом нет. Можно говорить об их неправильной экономической политике, которая сократила приток инвесторов, снова привязала экспорт к крайне ненадежному российскому бизнесу, лишила экономику сопротивляемости, и в итоге национальная валюта откинулась на 30%, создав непреодолимые проблемы энергетикам.

Об этом можно спорить, была ли возможность сделать что-то лучше. Но однозначно можно сказать, что в нынешней ситуации рост тарифов неизбежен, и всякий, кто требует от власти не допустить этого, должен взять на себя свою долю ответственности за коллапс энергосистемы, который наступит, в случае если энергетика станет убыточной.

С другой стороны, есть и еще спорный вопрос — субсидирование тарифа. В нынешнем варианте — то есть только для лиц, проживающих в крайней нищете, — дотации вполне приемлемы, но в целом тариф должен быть одним для всех.

В первую очередь правительство должно отделаться от популистской привычки больше всего увеличивать ту часть многоступенчатого тарифа, которая касается бизнеса.

Всегда режут ухо успокаивающие речи наших правителей о том, что «рост тарифа минимально подействует на рядовых граждан и коснется в большей степени юридических лиц».

Ну, спасибо, конечно. После стольких разговоров о поддержке бизнеса — и вдруг оказывается «коснется юридических лиц» — это вроде как ерунда, не заслуживающая внимания. Получается, вроде как бизнес — это враг общества, которого время от времени надо публично пороть.

Кроме того, надо прекратить всякие разговоры об отмене НДС для энергетиков. Это почему же? Потому что энергетика важна? А что, производство хлеба неважно? «Для большинства населения хлеб – основной продукт питания, без него народец вообще помрет от голода, уж если кто заслужил отмену НДС — так это мы!».

Потом подтянутся производители мяса, которые напомнят о роли белка в организме человека, потом производители кроватей возмутятся невнимательностью к их отрасли, потом импортеры зубной пасты расскажут об ужасах, которые ждут охваченное кариесом население страны, в случае если из продажи исчезнет «Бленд-а-мед» или «Колгейт».

Если кто-то скажет, что кариес — недостаточная причина для отмен НДС, — пусть первым кинет в меня камень.

В итоге правительству придется выбирать одно из двух: либо отменять налоги всем, и тогда — прощай, бюджет, либо не отменять никому, и тогда — здравствуй, повышенный тариф!

Так или иначе, тарифы выросли, и это неизбежно. Протестовать против этого — все равно, что протестовать против дождливой погоды.

А правительству в этой ситуации остается только одно: сделать выводы из своего прошлого и понять, что у популизма очень малый срок жизни. Народонаселение можно некоторое время разводить, а вот экономике плевать на их разводки…

Тенгиз АБЛОТИЯ, «Эхо Кавказа».

ГРУЗИЯ