ОШИБКА ЭРДОГАНА

ОШИБКА ЭРДОГАНА
117

Сбитый 24 ноября с.г. ВВС Турции бомбардировщик Су-24 из состава сирийской группировки ВКС России и даже предательски убитый после катапультирования подконтрольными Анкаре боевиками-туркоманами один из его пилотов, в реальности — пусть и трагический, но лишь удобный повод для жесткого выяснения отношений с Турцией.

Ведь именно Президент Турции Реджеп ЭРДОГАН и его ближайшее окружение повинно и в трагедии с самолетом, и в обострении отношений с Москвой, и в братоубийственной гражданской войне в соседней Сирии, и в набравшем за короткое время невиданную прежде в случае с террористическими организациями мощь так называемого «Исламского государства»* (ИГИЛ, ISIS, ДАИШ).

Ключевым моментом в разногласиях Москвы и Анкары является различие в видениях будущего Сирии. И атакой на российский военный самолет Анкара решила продемонстрировать Москве, что называется «кто в доме (регионе) хозяин». Не исключу, получив на это молчаливое согласие Вашингтона и Брюсселя (НАТО).

Не секрет, что инициаторам введения антироссийских санкций было не выгодно сближение ПУТИНА и ЭРДОГАНА. Напомню, Турция отказалась присоединиться к санкциям, о чем вполне справедливо заметил в ходе своего визита в Баку турецкий премьер Ахмет ДАВУТОГЛУ. Но поступила так Анкара отнюдь не из-за «любви» к России — не стоит тут обольщаться, а сугубо из меркантильных интересов. Значительное увеличение объемов внешнеторгового оборота сулило клану ЭРДОГАНОВ и его ближайшему окружению значительную маржу.

БИЗНЕС НА ТЕРРОРИЗМЕ РЕДЖЕПА ЭРДОГАНА В сделках с ISIS участвуют не только дочь и зять Президента Турции, но и его сыновья Ахмет Бурак и Неджмеддин Билал

БИЗНЕС НА ТЕРРОРИЗМЕ РЕДЖЕПА ЭРДОГАНА
В сделках с ISIS участвуют не только дочь и зять Президента Турции, но и его сыновья Ахмет Бурак и Неджмеддин Билал

Более-менее похожее на правду обоснование поддержки России тоже тогда нашлось: Евросоюз по-прежнему лишь «кормит завтраками» Турцию по присоединению, а США неоднократно предпринимали попытки сместить ЭРДОГАНА или хотя бы значительно ослабить его через массовые акции протеста и активную поддержку турецких курдов. То есть, если Запад к Турции одним местом, то и Турция к нему аналогичным.

Что до курдов, то их даже и особо уговаривать не пришлось — ЭРДОГАН цинично обманул готовых к мирному сосуществованию в составе Турции курдов, пообещав им перед президентскими выборами значительные подвижки в решении многолетних споров, а после победы курдской партии на парламентских выборах грубо нарушил свои обещания и по сути вновь объявил войну.

В обмен на поддержку Владимира ПУТИНА в противостоянии с Западом последовательный реализатор неосманской политики, надеялся, что Россия в ответ не станет мешать ему прибирать к рукам нефтеносные районы Сирии. Как максимум — договорившись при этом с Москвой о сохранении ее средиземноморской военной базы в Тартусе в качестве моральной компенсации.

Не могу утверждать о наличии подобных договоренностей и нарушении их со стороны Москвы. Очевидно, Анкара самонадеянно предположила, что Москва не решится на прямое военное участие в гражданской войне в Сирии на стороне Башара АСАДА. Тем более, что без появления в Сирии ВКС России его президентству оставались считанные недели и власть в стране упала бы к ногам ЭРДОГАНА — как основного оператора антиАСАДовской оппозиции.

Борьба Турции с ISIS была сущей профанацией. Напротив, ВВС Турции «трамбовали» сирийских курдов, воюющих с ISIS в Сирии. А теракт в приграничном городе Суруч, по имеющейся информации, был организован спецслужбами Турции (осуществлен, понятно, боевиками) для нагнетания паники в стране перед досрочными парламентскими выборами и победы партии ЭРДОГАНА — как национального лидера и единственного защитника турков от внешней агрессии.

Учитывая же тот факт, что погибшими и пострадавшими стали в основном участники съезда Федерации социалистических ассоциаций курдской молодежи, то ЭРДОГАН решил попутно и еще одну задачу.

СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС ЭРДОГАНА-АЛИЕВА Владелец Palmali нередко указывается всего лишь управляющим части тайных зарубежных бизнес-активов семьи азербайджанского лидера

СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС ЭРДОГАНА-АЛИЕВА
Общая стоимость зарубежных бизнес-активов семьи лидера Азебайджана впечатляет

Не рассчитывал ЭРДОГАН и на столь жесткую и безапелляционную реакцию ПУТИНА на сбитый самолет, хотя еще в первые дни после трагедии у Анкары была возможность нивелировать конфликт и она даже предпринимала робкие попытки для этого: указывая, в частности, на якобы неведение о государственной принадлежности самолета — Сирия также использует российские самолеты и они с Турцией сбивают самолеты друг друга. Передача Москве тела погибшего российского пилота со всеми военными почестями также свидетельствует о попытках президента ЭРДОГАНА уладить конфликт. Хотя и делает он это руками премьера ДАВУТОГЛУ, сам изображая «злого полицейского».

Возможные причины изменения поведения Анкары, во-первых, в реакции Москвы, как я уже заметил резкой и жесткой. ПУТИН уже считает себя победителем в антиИГИЛовской операции на Ближнем Востоке — активное подключение к реальной, а не декларируемой борьбе с ISIS Франции, Германии и ряда других государств НАТО не оставляет террористам шанса на сохранение квазигосударственного образования.

Да, боевики разбегутся по соседним странам и много проблем доставят той же Турции или другому своему спонсору — Саудовской Аравии, но формально халифат будет разбит и лидеры коалиции подобно Ялтинской конференции 1945 года станут делить освобожденные территории. К слову, не только Сирию, но и Ирак, получить который под свой контроль мечтает Иран.

Во-вторых, как и в августе 2008 в истории с военной агрессией Михаила СААКАШВИЛИ против Южной Осетии, ЭРДОГАН жестоко обманулся в своих ожиданиях в части поддержки США и НАТО. Но если летом 2008 года лидеры Запада отговаривали СААКАШВИЛИ от однозначно проигрышной авантюры, поскольку зиждилась надежда сохранить в кресле Президента России сговорчивого и более либерального Дмитрия МЕДВЕДЕВА, то сейчас иллюзий насчет «перезагрузки» нет абсолютно, а потому в их понимании следует способствовать тому, чтобы Россия испортила отношения с последними своими влиятельными партнерами.

А заодно и ослабить позиции Турции в регионе с одновременным усилением Ирана — только тогда ЭРДОГАН станет более сговорчив и менее спесив.

ОБЩЕСТВО