СОХРАНЕНИЕ МИРА В РЕГИОНЕ ДЛЯ АЗЕРБАЙДЖАНА ВАЖНЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЫГОДЫ ОТ КОНФЛИКТА РОССИИ И ТУРЦИИ

СОХРАНЕНИЕ МИРА В РЕГИОНЕ ДЛЯ АЗЕРБАЙДЖАНА ВАЖНЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЫГОДЫ ОТ КОНФЛИКТА РОССИИ И ТУРЦИИ
110

Баку получит максимальную выгоду от разрастающегося конфликта Анкары и Москвы, считают 32% принявших участие в опросе на сайте PolitRUS.com. Немногим меньше (28%) склонны полагать, что Азербайджан поддержит Турцию в силу этнической близости титульных населения двух государств.

В тоже время, аналогичные действия по отношению к России как к стратегическому партнеру прогнозируют лишь 22% респондентов. И лишь 18% участников опроса видят Азербайджан в качестве посредника, принимающего все возможные  меры для нормализации отношений двух своих могучих и влиятельных соседей.

Ни политическое руководство Азербайджана, ни азербайджанский народ не желают прямого военного конфликта России и Турции, поскольку это окажет существенное влияние на регион Южного Кавказа в целом и Азербайджан в частности, сообщил в беседе с PolitRUS политический эксперт Ниджат ГАДЖИЕВ.

НИДЖАТ ГАДЖИЕВ

НИДЖАТ ГАДЖИЕВ

«Да, стремление получить выгоду от конфликта Москвы и Анкары имеет место быть, однако это если смотреть на конфликт с позиции взаимных экономических санкций этих соседей Баку, не более того. Очевидно, что, с одной стороны, экономические санкции открывают еще больше возможностей для азербайджанских предпринимателей в части поставок агропродукции в Россию, с другой стороны, все торговые пути Турции, которые проходили через Россию в регион Центральной Азии, теперь будут проходить через Азербайджан. Но, повторюсь, никакого желания прямого военного конфликта между глобальными акторами региона нет, и не может быть», — заявил эксперт, комментируя результаты голосования.

С ним солидарен и политический аналитик Кавказ ОМАРОВ, считающий, что российско-турецкое противостояние нагнетает военно-политическую обстановку в и без того очень взрывоопасном регионе.

КАВКАЗ ОМАРОВ

КАВКАЗ ОМАРОВ

«Из истории мы хорошо знаем, что вражда между этими империями всегда приводила к прямому конфликту, военным столкновениям в буферных зонах. А кавказский фронт — точка, эпицентр всех военно-политических трений, которые происходили между Османской и Российской империями. Поэтому всем здравомыслящим во всех государствах Южного Кавказе очевидны ужасные последствия возможного нового военного конфликта этих двух держав», — убежден собеседник PolitRUS.

По его словам, Азербайджан ни меньше самой России и Турции заинтересован в мирном разрешении конфликта, поскольку с обеими странами у него неразрывные узы. Россия – ядерная держава, Турция никогда не будет нападать на нее. В свою очередь, Турция — под надежным «зонтом» НАТО и этот факт должен остужать даже самый «горячие» головы в Москве.

В тоже время господин ОМАРОВ не исключает обострение ситуации между Москвой и Тегераном с одной стороны и Анкарой с другой в Сирии, где все они формально борются с одним общим противником в лице террористической организации «Исламское государство»* (ИГИЛ, ISIS, ДАИШ), но попутно отстаивают собственные геополитические интересы, входя на этой почве в конфликт друг с другом. Что, собственно, и является основной причиной внезапного обострения российско-турецких отношений.

«В сирийском вопросе Иран изначально в конфликте с западной коалицией, куда входит и Турция как член НАТО. Конфликт с Турцией и для Ирана, и для России означает конфликт с НАТО. В этой связи Турция вряд ли будет нуждаться в военно-материальной поддержке Азербайджана при отстаивании своих сирийских позиций. Но даже и в политическом аспекте, полагаю, Азербайджану удастся сохранить нейтралитет, сколь бы трудновыполнимой не была данная задача. Испортить отношения с такими сильными соседями как Россия, Турция и Иран не в интересах нашего народа и нашего государства», — убежден Кавказ ОМАРОВ.

В свою очередь Ниджат ГАДЖИЕВ полагает, что сложность ситуации, в которой сейчас оказался Азербайджан, может быть использована его руководством для укрепления авторитета на мировой арене как посредника между Россией и Турцией, инициировав начало  переговоров между официальными лицами различных ведомств двух государств.

«Равноудаленность Баку от конфликта выгодна как Москве, так и Анкаре. Это дает и официальному Баку пространство для маневра, а также возможность стать примирителем сторон. Другой вопрос, если Кремль решит вовлечь в эту историю Армению и ее руками обострить ситуацию в Карабахе или на границе Турции и Армении. В таком случае у Азербайджана просто не останется выхода, как начать войну с Арменией. Однако, думаю, до этого не дойдет: Москва продолжит «играть в космические бои» с Анкарой в небе над Дамаском, т.к. прекрасно осознает, чем для нее самой обернется открытие «ящика Пандоры» в регионе Кавказа, где, кстати, нынешний Иран – уже далеко не та страна, что была 20 лет назад», — рассуждает азербайджанский политэксперт.

Ирано-турецкие отношения, по его мнению, всегда развивались без учета фактора Азербайджана, поскольку у этих стран нет пока пересечения важных геополитических интересов здесь. Именно поэтому, столкновение интересов Ирана и Турции на Ближнем Востоке для Азербайджана не равносильно столкновению интересов Турции и России.

«Да, Азербайджан имеет с Ираном много общего. В первую очередь — это тридцатимиллионный азербайджанский народ, который живет в Иране и преобладание шиизма в религиозной сфере Азербайджана. Для Баку сегодня Тегеран совсем не то, что Анкара или Москва. И хотя официальный Баку будет негласно на стороне Анкары, но делать это так, чтобы не раздражать Тегеран», — резюмирует Ниджат ГАДЖИЕВ.

[poll id=»80″]

АЗЕРБАЙДЖАН