ТУРЦИЯ УКРЕПЛЯЕТ СВОИ ПОЗИЦИИ В НАТО

ТУРЦИЯ УКРЕПЛЯЕТ СВОИ ПОЗИЦИИ В НАТО
101

Предстоящий в начале июля саммит НАТО в Варшаве станет точкой отсчета сразу нескольких стратегических военно-политических проектов Североатлантического альянса. Среди них особое место будет отведено поддержке союзников и борьбе с т.н. «Исламским государством»*  (ИГИЛ, ДАИШ, ISIS).

В этих проектах НАТО важную роль играет Турция, являющаяся одновременно черноморской и средиземноморской державой, что имеет особое значение для обеспечения безопасности южных и восточных границ альянса.

Во-первых, турецкий фактор играет все более важную роль в развитии партнерства между НАТО и Еврсоюзом. Очевидно, что структуры Евросоюза сегодня нуждаются в широкой поддержке альянса, например, в решении проблемы нелегальной миграции из стран Ближнего и Среднего Востока. В том числе, и в виде посредничества в контактах между институтами Евросоюза и Анкарой.

Турция, через территорию которой большинство сирийских, иракских и афганских беженцев попадает в Европу, не является членом Евросоюза, но зато является членом НАТО и нуждается сегодня в поддержке альянса в своих непростых отношениях с Россией и странами региона.

Можно не сомневаться, что такая поддержка (в НАТО это называется «меры заверения союзников») будет Анкаре продемонстрирована на высшем уровне в ходе саммита альянса в польской столице.

Сигнал о готовности НАТО поддержать своего турецкого союзника послал в середине мая на конференции Министров иностранных дел стран-членов альянса в Брюсселе посол США в НАТО Дуглас ЛЬЮТ.

ДУГЛАС ЛЬЮТ

ДУГЛАС ЛЬЮТ

«НАТО озабочено, что существуют постоянные угрозы и происходят нападения на Турцию, что связано с «Исламским государством». Но меры НАТО в поддержку Турции связаны не только с ИГИЛ. Мы рассматриваем наши меры в Турции как поддержку союзника», — сказал американский дипломат на своей пресс-конференции.

Очевидно, что поддержка Анкары остальным странами-участницами Североатлантического альянса становится также важным элементом развития стратегического сотрудничества НАТО и Евросоюза.

ЙЕНС СТОЛТЕНБЕРГ

ЙЕНС СТОЛТЕНБЕРГ

«Тема сотрудничества НАТО и Евросоюза сегодня является одной из ключевых, нас объединяют общие вызовы и угрозы. Новые формы сотрудничества мы будем обсуждать на саммите в Варшаве. Среди них будет и проведение совместных учений НАТО и Евросоюза», — заявил генеральный секретарь НАТО Йенс СТОЛТЕНБЕРГ.

Он подчеркнул на одном из своих майских брифингов в Брюсселе, что борьба с незаконной миграцией и торговлей людьми является сегодня важным направлением сотрудничества НАТО и Евросоюзом.

«У нас уже есть первые существенные достижения в сотрудничестве. В апреле 2016 года количество мигрантов в Евросоюз сократилось на 19%. НАТО занимается расширением операции «Актив Эндевор» в Средиземном море. В операциях на Средиземноморье и в Эгейском море НАТО имеет возможности, которые не имеет Евросоюз. Это, прежде всего, боевые корабли, а также предоставление политической платформы для достижения договоренностей с Турцией, которая не является членом Евросоюза, зато входит в НАТО», — сказал генсек Североатлантического альянса.

Другими словами, турецкий аргумент альянса становится одним из ключевых в укреплении нового стратегического партнерства НАТО и Евросоюза, что, безусловно, повышает политический статус Анкары.

Во-вторых, турецкий фактор будет играть все более важную роль в реализации стратегических интересов НАТО в Черном море.

«В регионе Черного моря с тех пор, как Россия осуществила присоединение Крыма, возросло количество войск и вооружений. То, что мы наблюдаем сейчас в черноморском регионе, так это развертывание там Россией ракетных систем морского, наземного и воздушного базирования. Это делается для того, чтобы затруднить доступ к региону других стран», — заявил в частной беседе один из высокопоставленных чиновников в штаб-квартире альянса в Брюсселе.

Поэтому, по его словам, Грузия и Украина становятся «ключевыми партнерами НАТО в регионе Черного моря».

НАТО ПРОДОЛЖИТ ДИАЛОГ С РОССИЕЙ Россия отвергала все предложения НАТО о сотрудничестве в области противоракетной обороны, включая предложения о создании совместных центров и режима обеспечения транспарентности в сфере противоракетной обороны

НАТО ПРОДОЛЖИТ ДИАЛОГ С РОССИЕЙ
Россия отвергала все предложения НАТО о сотрудничестве в области противоракетной обороны, включая предложения о создании совместных центров и режима обеспечения транспарентности в сфере противоракетной обороны

Очевидно, что особую роль в черноморской стратегии НАТО объективно — уже в силу своего географического расположения — будет играть Турция. Поскольку Россия стремится изменить баланс сил в черноморском регионе в свою пользу (о чем свидетельствует присоединение Крыма и размещение там стратегических ракетных комплексов), следует ожидать дальнейшей напряженности в российско-турецких отношениях.

Для Москвы Анкара — передовой отряд НАТО на Черном море, и поэтому нынешняя «холодная» русско-турецкая война в минимальной степени связана с фигурой Президента Турции Реджэпа ЭРДОГАНА, войной в Сирии или сбитым в районе сирийско-турецкой границы самолетом ВКС России.

Не будь ЭРДОГАНА и инцидента с самолетом, у Кремля нашлись бы другие поводы для ведения более агрессивного курса против Анкары — ведь на кону теперь стоит борьба за новый баланс сил в черноморском регионе.

В-третьих, опять-таки в связи в первую очередь с географическими причинами Турция будет играть важную роль в реализации новой стратегии НАТО «проецирования безопасности» по периметру внешних границ альянса.

«Мы просматриваем четкую связь между обеспечением нашей безопасности и безопасностью в соседних с нами регионах. Проецирование стабильности за пределы наших границ — важнейшая цель НАТО и условие обеспечения безопасности территории стран НАТО», — заявил Йенс СТОЛТЕНБЕРГ.

Ожидается, что обсуждение стратегии «проецирования безопасности» станет одной из главных тем на ближайшем Варшавском саммите Североатлантического альянса.

Соседями НАТО на турецкой границе являются Сирия и Ирак — страны, в которых полыхает гражданская война, действуют боевики ISIS и других террористических организаций. Поддержка иракского правительства в борьбе с ISIS сегодня становится одним из приоритетов Североатлантического альянса.

Так, на территории Иордании успешно действует учебный центр альянса, в котором проходят обучение 350 офицеров иракских сил безопасности.

«Основные направления в подготовке иракских офицеров инструкторами НАТО — противодействие самодельным взрывным устройствам (СВУ), военная медицина, военное планирование. Обучение будет завершено до конца года», — сообщил Йенс СТОЛТЕНБЕРГ.

По словам генсека НАТО, от официального Багдада поступил запрос на открытие нового учебного центра НАТО уже на иракской территории.

«Сейчас НАТО командирует в Ирак оценщиков, чтобы изучить на месте условия открытия центра. Потом будут проведены встречи с представителями Ирака, по итогам которых будут разработаны рекомендации как можно помочь Ираку. Мы делаем ставку на подготовку местных сил безопасности, способных контролировать территорию после изгнания боевиков «Исламского государства», — подчеркнул Йенс СТОЛТЕНБЕРГ.

По словам посла США в НАТО Дугласа ЛЬЮТА, НАТО нужны стабильные соседи, стабильные партнеры на периферии. Задача НАТО — разработать стратегию экспорта стабильности вдоль своей периферии.

«Для этого мы активизируем работу с нашими партнерами, таким, как Ирак. И главное здесь — содействие в создании и укреплении иракских сил безопасности», — отметил Дуглас ЛЬЮТ.

Для решения этой задачи инфраструктура НАТО в Турции имеет крайне важное значение. Элементы турецкой инфраструктуры НАТО сегодня включены в оборонительную систему альянса не только на его южных, но и на восточных границах.

Сценарий только что начавшихся в Польше крупнейших военных учений альянса «Анаконда-2016» предусматривает организацию обороны балтийского побережья НАТО от внешнего «гибридного» нападения. На одном из этапов учений будет, в частности, отрабатываться технология передачи командования обороняющимися войсками НАТО от польского штаба штабу НАТО в турецком Измире.

Есть веские основания полагать, что роль и значение Турции в НАТО будут и дальше усиливаться. Это связано как с сохраняющейся напряженностью в отношениях России и Запада, так и с угрозами Евросоюзу со стороны террористических организаций, действующих на Ближнем Востоке.

Турецкий фактор является для НАТО важным элементом строящейся системы сдерживания амбиций Москвы, серьезным ресурсом в работе с проблемными государствами вроде Сирии и Ирака и инструментом для решения задач евроатлантической интеграции, предполагающей качественно новое стратегическое партнерство НАТО и Евросоюза.

* — террористическая организация, запрещена в РФ.

АКТУАЛЬНО