АНТИРОССИЙСКАЯ РИТОРИКА ТБИЛИСИ В ИНТЕРЕСАХ МОСКВЫ

АНТИРОССИЙСКАЯ РИТОРИКА ТБИЛИСИ В ИНТЕРЕСАХ МОСКВЫ
82

В октябре 2016 года в Грузии состоятся парламентские выборы — главное политическое событие электорального цикла, поскольку Грузия в большей степени — парламентская республика. Рейтинг правящей коалиции «Грузинская мечта-демократическая Грузия» в связи с заметным снижением уровня жизни граждан, торможением экономических реформ, ростом преступности, возвращения коррупции на всех уровнях власти заметно снизился.

Однако «мечтатели» пока контролируют ситуацию в стране и в состоянии обеспечить себе «контрольный пакет» в новом парламенте, что позволит выступать доминантой в любой коалиции, необходимой для формирования кабинета министров.

Но это лишь полдела. Крайне важно, чтобы результаты парламентских выборов в Грузии, пусть и с оговорками, признало пресловутое мировое сообщество. Иными словами — Евросоюз и США. Это важно как самому Тбилиси, так и Москве — для сохранения этого южнокавказского государства на своей орбите.

Мне могут возразить, что даже нынешняя Грузия, управляемая из стеклянного дворца российским олигархом Бидзиной ИВАНИШВИЛИ и гдероссийскому бизнесу подконтрольны ключевые отрасли экономики — не есть Армения. То есть Грузия, скорее, прозападная, нежели пророссийская. И будут как правы, так и нет.

В ГРУЗИИ УСТАЛИ ЖДАТЬ ОТМЕНЫ ВИЗОВОГО РЕЖИМА СО СТОРОНЫ РОССИИ На российской территории нелегально находятся тысячи грузинских граждан, однако нет практики их массовой департации и занесения в список «невъездных»

В ГРУЗИИ УСТАЛИ ЖДАТЬ УПРОЩЕНИЯ ВИЗОВОГО РЕЖИМА СО СТОРОНЫ РОССИИ
На российской территории нелегально находятся тысячи грузинских граждан, однако нет практики их массовой департации и занесения в список «невъездных»

Нынешняя Грузия — на мой взгляд, более-менее удачный в своей реализации проект Кремля по восстановлению влияния в одном из осколков постсоветского пространства на Южном Кавказе, население которого, менее, чем в соседнем Азербайджане или Армении хотело бы возвращения в «дружную семью народов» экс-СССР. Это есть последствия активной пропагандистской работы периода правления Михеила СААКАШВИЛИ и «Единого национального движения».

Поэтому, насколько могу судить, был разработан и реализован формально компромиссный как по отношению к грузинскому обществу и элите, так и к Евросоюзу и США план. Именно поэтому в свое время СААКАШВИЛИ и К относительно безропотно позволили победить своим оппонентам из «Грузинской мечты» и столь же безропотно передали власть.

Для постсоветской Грузии это было нехарактерно. Но Тбилиси лишь исполнял ранее достигнутую договоренность Москвы и Вашингтона, являвшуюся одним из пунктом большого геополитического торга.

С тех пор многое что изменилось. Да, часть команды «Грузинской мечты» (как и отколовшаяся, так и сохранившаяся) действительно в своих взглядах являют собой прозападных политиков. Равно как другая часть старательно это изображает по либретто. В Брюсселе и Вашингтоне все прекрасно знают, но продолжают подыгрывать, т.к. пока это и в их интересах тоже.

Сделанные в Тбилиси на полях заседания ПАСЕ резкие антироссийские заявления, как и подписанные в ходе визита госсекретаря США Джона КЕРРИ новые соглашения о расширении сотрудничества в военной и образовательных сферах — часть большой игры прежде всего Москвы и Тбилиси. Как я отмечал выше, им важно сохранить status quo и не допустить реставрации режима «националов» с СААКАШВИЛИ во главе или без него.

Поэтому в ближайшие предвыборные месяцы мы еще не раз услышим из Тбилиси резкие выпады в адрес Москвы. Прежде всего, из уст Президента Грузии Георгия МАРГВЕЛАШВИЛИ и других записных прозападных политиков из «Грузинской мечты».

Критика Кремля приятна уху Запада и той части грузинских избирателей, которая еще не определилась с выбором. Которой многое не нравилось в методах управления «националов», но все больше не нравятся «мечтатели».

Помимо заметного снижения уровня жизни, это весьма скромная выгода от сближения с Россией: дипотношения не восстановлены, визовый режим для граждан Грузии не упрощен, деньгами (как прежде Вашингтон) Москва не осыпает и, что самое главное, не решен вопрос с Абхазией и Южной Осетией.

В том, что ключи от решения абхазской и югоосетинской проблем находятся в Москве, равно как и нагорно-карабахской, мало у кого вызывает сомнение. Нерешенность конфликтов или их медленное поэтапное решение (как, например, возможная передача Азербайджану лишь части оккупированных районов) позволяет Кремлю держать государства Южного Кавказа в тонусе и зависимости от себя.

Армения понимает, что без поддержки России ей не удержаться в Нагорном Карабахе. Азербайджан понимает, что без России ему не вернуть политическим путем даже части территорий. В Грузии понимают, что с контролирующими Абхазию криминальными кланами вести диалог разумнее при посредничестве России.

«Кавказское Сомали» на территории от Псоу до Ингури и для Москвы является большой головной болью и финансовым пылесосом. Для Тбилиси бы это стало вообще неразрешимой проблемой и однозначно привело бы вновь к боевым действиям криминального характера. Ожидать того, что абхазские авторитеты, подобно аджарскому «князю» Аслану АБАШИДЗЕ сбегут в панике в Москву, пока не приходится.

С Южной Осетией ситуация еще сложнее — постоянно вбрасывая тему ее «вот-вот» вхождения в состав России через воссоединение с Северной Осетией, Кремль дает своим политикам в Тбилиси через критику таких заявлений де-факто официального Цхинвала удерживаться во власти еще и на этой теме — однозначно объединяющей почти все грузинское общество.

Иными словами, если подавляющее большинство граждан Грузии негативно настроено к России за т.н. «оккупацию» Абхазии и Цхинвальского региона, то имеющие в самом широком смысле бизнес-партнерские отношения с Кремлем политики в руководстве Грузии должны быть со своим народом. В противном случае народ их не поймет и откликнется на революционные призывы тех же «националов».

Фото: Reuters.

АКТУАЛЬНО