ТАЛИБЫ ХОТЯТ ПРИЕХАТЬ В МОСКВУ

ТАЛИБЫ ХОТЯТ ПРИЕХАТЬ В МОСКВУ
80

Одним из итогов визита 17 марта в Россию секретаря Совета национальной безопасности Афганистана Мохаммада Ханифа АТМАРА стало согласие представителя Кабула на участие в многостороннем московском совещании по афганской проблеме, намеченном на 14 апреля.

Сам АТМАР уже назвал это мероприятие «конференцией в формате «шесть плюс шесть». Речь идет о 12 странах, половина из которых ранее уже пыталась найти общий язык с талибами (США, Китай. Пакистан, Афганистан, Россия, Иран), и новая шестерка (Индия и пять стран Центральной Азии).

Еще одну, 13-ю, позицию в этой дипломатической арифметике выразили готовность занять талибы. После завершения московского вояжа АТМАРА они поспешили выступить с заявлением о согласии приехать 14 апреля в Москву, если им будет направлено соответствующее приглашение.

Неожиданно быстрая и по факту позитивная реакция Талибана на итоги московского визита главы СНБ ИРА, настойчивость российских журналистов, по нескольку раз задававших АТМАРУ один и тот же вопрос, смысл которого сводился к лоббированию идеи приглашения талибов 14 апреля в Москву, дают основания предполагать, что российская сторона, если уже и не направила приглашение представителям повстанческого движения, то однозначно будет добиваться согласия Кабула на этот счет.

Очевидно, что ближайшие три недели российские дипломаты потратят на поиск формата, который бы позволил талибам участвовать в московской конференции. Здесь, по оценкам экспертов Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА), просматриваются три варианта развития событий.

Первый вариант  — после долгих уговоров, Кабул дает согласие, и талибы присоединяются к встрече в российской столице 14 апреля на правах еще одного участника. Впрочем, в этот сценарий пока верят очень немногие аналитики.

Второй вариант — талибы получают статус наблюдателей и в этом качестве участвуют в дискуссиях в российской столице.

Наконец, третий вариант — делегация Талибана приезжает в Москву 13 или 15 апреля, не участвует в работе международной конференции, однако на полях ее проводится встреча представителей афганского правительства и талибов.

Третий сценарий представляется экспертам наиболее реальным, так как, с одной стороны, он не уравнивает формальный политический статус эмиссаров повстанцев с кабульскими делегатами (чего категорически не хотят представители дворца «Арг»), а, с другой стороны, опять-таки, по желанию официального Кабула, позволяет начать прямые двусторонние переговоры между Талибаном и правительством Афганистана. Именно это условие озвучил 17 марта в Москве Ханиф АТМАР.

Москва вполне может его выполнить, предоставив свою площадку для афгано-афганских переговоров (возможно, даже на постоянной основе), и не присоединяясь к ним в роли третьего лишнего.

ОМАР НЕССАР

ОМАР НЕССАР

«Если это получится сделать, то Россия окажется в очень серьезном политическом выигрыше. Вероятно, в Москве надеются на поддержку этой инициативы Ханифом АТМАРОМ, который, в случае успеха, также сможет записать себе в актив практическую организацию межафганского диалога. В решающей степени исход этого проекта зависит от согласия китайской и американской сторон, поэтому так важно участие в совещании 14 апреля представителя Вашингтона», — комментирует ситуацию директор Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА) Омар НЕССАР.

По мнению экспертов ЦИСА, если бы в апреле удалось усадить за один стол в Москве делегации талибов и официального Кабула, то вполне реальной оказалась бы перспектива подписания сторонами соглашения о прекращении огня, что радикально повлияло бы на военно-политическую ситуацию в Афганистане.

АКТУАЛЬНО