КАБУЛ СТРЕМИТСЯ ЗАМКНУТЬ ЦЕНТРАЛЬНУЮ АЗИЮ В ЕДИНОЕ ЭНЕРГОПРОСТРАНСТВО

КАБУЛ СТРЕМИТСЯ ЗАМКНУТЬ ЦЕНТРАЛЬНУЮ АЗИЮ В ЕДИНОЕ ЭНЕРГОПРОСТРАНСТВО
74

Афганистан_135Президент Афганистана Мохаммад Ашраф ГАНИ посетил столицы Туркменистана и Таджикистана. В Ашхабаде он провел переговоры с туркменским президентом Гурбангулы БЕРДЫМУХАМЕДОВЫМ, обсудив с ним «перспективы двустороннего сотрудничества и вопросы регионального и международного уровня».

По сообщениям СМИ, в ходе переговоров были рассмотрены конкретные направления экономического сотрудничества, в частности, нефтегазовая, химическая и легкая промышленность, сельское хозяйство, торговля и транспорт.

Лидеры двух стран обсудили проекты регионального уровня, в которых задействованы их страны, в частности, строительство транснационального газопровода TAPI (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия), расширение региональной сети поставок электроэнергии и перспективу участия в транспортных торгово-транзитных проектах совместно с Таджикистаном, Азербайджаном, Грузией и Турцией.

По итогам переговоров в Ашхабаде было подписано семь соглашений, в том числе о поставках туркменской электроэнергии в афганские провинции Бадгис и Джаузджан и о расширении взаимодействия в транспортной сфере (как по автомобильным, так и железнодорожным маршрутам).

Спустя несколько дней, ГАНИ встретился в Душанбе с руководством Таджикистана, а также принял участие в четырехстороннем саммите стран региона, включенных в энергетический проект CASA-1000 (помимо Афганистана и Таджикистана, это Кыргызстан и Пакистан).

Как сообщают СМИ, по итогам встречи участники четырехсторонних переговоров пришли к выводу о необходимости совместной поддержки процесса примирения и экономического развития в Афганистане.

«Президент Таджикистана Эмомали РАХМОН подчеркнул, что безопасность и стабильность в Афганистане необходимы также для благополучия соседних стран, поэтому страны-участницы энергетического консорциума (Таджикистан, Пакистан и Кыргызстан) решили развивать сотрудничество с Афганистаном как на двустороннем, так и на региональном уровне. В свою очередь, премьер-министр Пакистана Наваз ШАРИФ выразил уверенность, что проект CASA-1000 не только позволит Таджикистану и Кыргызстану найти рынок для избытка электроэнергии в весенне-летний период, но и поспособствует развитию экономик Пакистана и Афганистана», — говорится в сообщении СМИ.

По словам спикера афганского президента Шах Хусейна МУРТАЗАВИ, правительство национального единства ИРА рассматривает проект CASA-1000 как потенциальную возможность для улучшения отношений с Пакистаном в рамках общей политики Кабула по налаживанию отношений в регионе.

В ходе душанбинского саммита Ашраф ГАНИ заявил, что Узбекистан, Туркменистан и другие страны в регионе могли бы потом присоединиться к проекту CASA-1000 и Афганистан мог бы сыграть важную роль для транзита.

«Мы считаем, что мы могли бы предпринять все необходимые шаги для успешного выполнения проекта. Со стороны Афганистана делается все возможное для того, чтобы проект CASA-1000 был переведен с бумаги в действие. Все четыре страны должны внести свой вклад и сделать все возможное, чтобы этот проект регионального значения был устойчивым с юридической точки зрения», — подчеркнул Ашраф ГАНИ.

Кабульские эксперты портала Afghanistan.ru считают, что афганский президент рассматривает проект CASA-1000 не только, как важный экономический, энергетический проект, но и как площадку для более тесного политического взаимодействия стран региона.

Расхожий медийный образ Афганистана как «сердца Азии», таким образом, предлагается наполнить конкретным экономическим содержанием — через наделение Афганистана статусом ключевого звена в энергетической системе региона. Этому содействуют, как проект CASA-1000, так и проект TAPI.

По мнению кабульских экспертов, руководство Узбекистана может откликнуться на призыв афганского президента и присоединиться к проектам CASA-1000 и TAPI. В пользу таких предположений говорит все более активная политика Ташкента на афганском направлении и повышенное внимание узбекских властей к сотрудничеству с Кабулом. Накануне четырехстороннего саммита в Душанбе Министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз КАМИЛОВ сделал несколько важных заявлений, связанных с афганской темой.

В частности, КАМИЛОВ сказал, что правительство Узбекистана намерено более активно участвовать в переговорах любого формата, направленных на стабилизацию ситуации в Афганистане.

«Я хочу еще раз подтвердить наше видение, нашу позицию: мы готовы участвовать в любых форумах, любых форматах, если это направлено на достижение долгосрочного прочного мира и стабильности в соседнем Афганистане. Сегодняшняя ситуация в Афганистане делает неэффективным двусторонний формат обсуждения проблем в этой стране. Все эти форумы, все эти форматы, в которых Узбекистан ранее не принимал участие, ни к чему хорошему не привели», — заявил Абдулазиз КАМИЛОВ.

По словам руководителя внешнеполитического ведомства Узбекистана, в 2017 году делегация Ташкента уже дважды принимала участие в многосторонних переговорах по урегулированию ситуации в Афганистане, организованных в Москве и Кабуле, а в самом Узбекистане была учреждена должность специального представителя президента по Афганистану.

«Узбекское руководство сегодня готово предложить также собственную площадку для многостороннего переговорного процесса по афганскому урегулированию. Монополии на организацию такого рода площадок быть не может в принципе, важно, чтобы диалог на них был конструктивным и результативным», — рассказал источник, близкий к МИД Узбекистана.

Кабульские эксперты считают, что Ташкент будет стремиться развивать собственные политические инициативы в Афганистане, в том числе, те, которые будут не слишком нравиться Москве.

В пользу такого предположения говорит еще одно заявление КАМИЛОВА. Выступая в начале июля перед журналистами, глава МИД Узбекистана назвал «агрессией» ввод советских войск в Афганистан в 1979 году.

«Первое, что должны знать афганцы, это то, что узбекский народ очень дружелюбный. Узбекистан никогда не воевал с Афганистаном, это была агрессия СССР. Это была не наша война. Здесь (в Ташкенте — Прим.) никто не принимал решение об отправке войск, мы не принимали участие в принятии этого решения», — подчеркнул Абдулазиз КАМИЛОВ.

Комментируя затем сообщения о возможной отправке по просьбе России военных контингентов из Казахстана и Кыргызстана в Сирию, КАМИЛОВ сказал, что Узбекистан никогда не вступает ни в какие политические или военные блоки, не отправляет своих военных для участия в миротворческих операциях и никогда не даст разрешения на строительство военных баз на территории страны.

«Таким образом, КАМИЛОВ дал понять, что Узбекистан не намерен отправлять своих солдат в исламские страны, где они могут быть обвинены к гибели мирного мусульманского населения. Это также отчетливый сигнал афганскому общественному мнению о том, что Ташкент намерен придерживаться исключительно экономических, дипломатических и политических методов в реализации своих интересов в регионе. Поэтому неслучайно министр КАМИЛОВ сказал, что афганский и узбекский народы являются дружественными, что Ташкент строит с Кабулом стратегическое партнерство и пообещал приложить все возможные усилия со своей стороны для установления мира в Афганистане», — прокомментировали ситуацию ташкентские эксперты портала Afghanistan.ru.

АФГАНИСТАН