ТУРЦИЮ ВЫНУЖДАЮТ «СДАТЬ» КАТАР

ТУРЦИЮ ВЫНУЖДАЮТ «СДАТЬ» КАТАР
110

Турецко-египетские отношения после кризиса, вызванного свержением президента Египта Мухаммеда МУРСИ в июле 2013 года, переживают сложные времена. В первую очередь, это связано с недовольством турецкого руководства изоляцией «Братьев-мусульман»* от политической жизни Египта.

У «Братства» не было иного выбора, кроме как вернуться к старой привычной работе и возобновить все свои контакты с оппозиционными группами по всему миру, чтобы продолжить работать против египетского режима. Об этом говорили и некоторые из лидеров «Братьев-мусульман», когда обещали египетскому народу: быть власти или быть насилию.

Конечно, невозможно представить себе оппозиционную деятельность без сильной поддержки зарубежных стран.

В случае «Братьев-мусульман» поддержка выходит за рамки гостеприимного размещения их лидеров в Дохе и Анкаре — она включает в себя также прямую финансовую, рекрутинговую и логистическую поддержку от Турции и Катара для работы радикальных групп в Египте и Ливии. И до сих пор очень много тех, кто работает с Дохой и Анкарой против Египта.

Тем не менее, Анкара и Каир вновь оказались на грани дипломатического скандала, вызванного «охотой на ведьм», что, безусловно, может иметь негативные последствия в развитии диалога между странами различными странами Ближнего Востока и арабского мира.

Так, накануне в Египте была задержана группа лиц, состоящая из 29 человек, подозреваемых в передаче секретных сведений агентам турецкой разведки и участии в признанном на территории Египта в качестве террористической организации движении «Братья-мусульмане». Данная информация подтверждается Главным прокурором Египта Набилом Ахмедом САДИКОМ, инициировавшим процедуру задержания «турецких шпионов»

По мнению египетских служб безопасности, подозреваемые лица планировали совершение государственного переворота  в целях возвращения к власти запрещенной в Египте организации «Братья-мусульмане».

Стоит отметить, что если турецкие прокси были задержаны египетскими спецслужбами, то наверняка были на это объективные основания, представляющие собой серьезный аргумент в межгосударственном споре.

Вместе с тем, независимо от степени вины задержанных лиц, следует исходить из того, что анонсируемый «шпионский скандал» может быть элементом большой политической игры, в результате которой значительные преференции получает отнюдь не Каир.

Внимание к выявленным на территории Египта «турецким шпионам», надо полагать, было бы не столь пристальным, если не участие Каира в поддержке политики коалиции арабских государств во главе с Саудовской Аравией в отношении Катара.

Мало кто на международной арене ожидал, что Турция может выступить в качестве практически единственного гаранта государственного суверенитета Катара и станет добиваться нейтрализации негативных проявлений экономико-дипломатической изоляции эмирата Аль-Тани.

Подобное обстоятельство оправданно вынудило организаторов Катарского кризиса скорректировать свои дальнейшие планы относительно блокады Дохи. Разумеется, такое развитие событий не могло не вызвать решительных мер противодействия в отношении Турции, так как именно она создала главные препятствия во внешнеполитическом соперничестве арабских государств.

Вытесняя Анкару, официальный Каир, скорее всего, стремится оказать на нее давление, полагая, что Турция изменит свое отношение к Катару.

В противном случае нельзя не согласиться с мнением о том, что «шпионский скандал» не набрал бы большие обороты в международном информационном пространстве, если бы не имел своей непосредственной целью оказание давления.

Безусловно, Египет как носитель государственного суверенитета имеет право обеспечивать свою безопасность посредством конфронтации с разведывательными службами иностранных государств.

И, совершенно естественно, что Каир имеет право на превентивное использование комплекса мер, направленных на защиту своих государственных интересов от неправомерного посягательства со стороны общественно-политический структур, признанных в пределах государства в качестве террористических (имеется в виду, движение «Братья-мусульмане»).

Однако, в любом случае, национальные интересы не должны превращаться в орудие геополитических игр, модератором которых является отнюдь на Каир, поскольку корни игры под названием «Катарский кризис», из-за чего, собственно, и активизировалась новая волна «шпиономании», находятся в Вашингтоне.

Амр ЭЛДИБ, независимый политолог (Египет)

Денис КОРКОДИНОВ, эксперт в сфере международных отношений (Россия)

* — террористическая организация, запрещена в России.

АКТУАЛЬНО