НАГОРНЫЙ КАРАБАХ В ПЛЕНУ НАЦИОНАЛИЗМОВ

НАГОРНЫЙ КАРАБАХ В ПЛЕНУ НАЦИОНАЛИЗМОВ
106

ИВАН ЛИЗАН_135Главная проблема Армении и Азербайджана — отнюдь не Нагорный Карабах, из-за которого две страны воюют уже четверть века и будут воевать ещё долгие десятилетия.

Проблема двух государств — этнический национализм, который питается проблемой Нагорного Карабаха, и отсутствие какого-либо иного содержания для внутренних политик, кроме как игры на национальных обидах и гордости армянского и азербайджанского народов.

Свой приговор социально-экономическим моделям двух республик уже вынесли их же граждане: армян за пределами Армении куда больше, чем в самой Армении, прирастает и азербайджанская диаспора в России.

И своё отношение к Карабаху/Арцаху показали обе страны: Армения его до сих пор не признала как государство, что обрекает его жителей на статус людей второй сорта за пределами региона, а Азербайджан готов вернуть Карабах, но желательно без проживающих там сейчас людей.

Итог прост и предельно предсказуем: ни Еревану, ни Баку население Нагорного Карабаха не нужно. Но сам регион нужен для культивирования национализма так как отсутствие внешнего врага автоматически поднимет множество крайне неудобных вопросов со стороны населения.

Если армяне такие патриоты, то почему массово продолжают покидать Родину? Если азербайджанцы такие богатые, то почему они едут на заработки в Москву? И приемлемого для элит ответа на этот вопрос в логике этнического национализма нет и быть не может. Следовательно, никто его давать не будет.

Главная трагедия Нагорного Карабаха в том, что он оказался заложником в борьбе двух национализмов и пока проблемой региона занимаются Ереван и Баку ничего изменить не выйдет.

К сожалению, не помогут и различные международные переговорные форматы: Нагорный Карабах оказался ещё и заложником демократии.

Почему в Пакистане до сих пор существуют убийства чести? Потому что власть в республике демократична, а какой политик в своём уме, преследующий в качестве цели захват власти с целью контроля над финансовыми потоками, будет идти против воли своих избирателей, которые свято уверены в том, что убийства «распутных» девушек — благо?

Вот именно поэтому армянские элиты являются плохими переговорщиками: они будут постоянно оглядываться на мнение армян, сердца которых переполняет ненависть к азербайджанцам. А зная традицию армянской уличной «демократии», несложно спрогнозировать, что премьер-министр Никол ПАШИНЯН будет предельно осторожен в переговорах и не заступит за пределы красных линий, очерченных армянским национализмом.

Теоретически, конечно, президенту Ильхаму АЛИЕВУ проще в переговорном процессе –— его власть является авторитарной, но и он заложник национализма.

Поэтому никакого прорыва от запланированных на 15 апреля в Москве переговоры главы МИД Азербайджана Эльмара МАМЕДЪЯРОВА с армянским коллегой Зограбом МНАЦАКАНЯНОМ при посредничестве Министра иностранных дел России Сергея ЛАВРОВА и сопредседателей Минской группы ОБСЕ ждать не стоит. Чтобы договориться армянам и азербайджанцам нужно преодолеть самих себя и отказаться от национализма.

Для Москвы предстоящая встреча также, скорее всего, не станет поворотным моментом в региональной политике. Точно можно сказать только то, что Кремль не будет делать безапелляционный выбор между Арменией и Азербайджаном, а постарается найти третий путь. И это хорошо — слишком много в карабахском вопросе заокеанских стратегов и геополитических мыслителей с восточным акцентом.

Между тем, и Степанакерту, и Еревану, и Баку не нужно покровительство. Нужно только одно — своего рода демпфер, способный смягчить националистические позиции сторон и перевести перепалку в диалог. Эту роль может взять на себя Москва, переведя обсуждение на местный уровень.

А отказаться от логики национализма можно: но для этого Ереван и Баку должны прекратить вмешательство в проблему Нагорного Карабаха.

Субъектами переговоров должны быть не столицы, а регионы: главам поселений, старейшинам и местным депутатам будет проще договориться между собой по мелким, но важным проблемам, до которых у высоких договаривающихся сторон нет никакого дела.

Именно с решения мелких приграничных проблем нужно решать карабахский вопрос: чем больше таких проблем будет решено на местном уровне, тем быстрее выйдет восстановить хотя бы минимальный уровень взаимного доверия между армянами и азербайджанцами, что поможет заглушить голос национализма в их сердцах.

От Еревана и Баку в таких переговорах нужны лишь деньги для решения накопившихся проблем и терпение.

А вот международные посредники нужны для того, чтобы весь прогресс не загубили горячие столичные головы, которым нужны проценты на выборах, или местные радикалы, желающие лишь мести.

На втором этапе необходимо создавать совместные армяно-азербайджанские производства и предприятия: сообща собирать машины, выращивать гранаты, одним словом трудиться. А через труд вернётся понимание того, что и одни, и вторые — люди, а не враги.

И лишь на третьем этапе наступит время для снятия мин, отвода войск и решения проблемы с помощью референдумов. Впрочем, любой референдум опять рассорит оба народа.

Конечно, предложенный автором вариант урегулирования крайне похож на утопию. Но может он лучше той реальности, в рамках которой два соседних народа возненавидели друг друга и не могут договориться уже почти три десятилетия?

Иван ЛИЗАН, специально для PolitRUS.com.

АЗЕРБАЙДЖАН