ВЛАДИМИР ХРУСТАЛЕВ: «СОМНЕНИЙ НЕТ — ИРАН МОЖЕТ СОЗДАТЬ ЯДЕРНУЮ БОМБУ»

ВЛАДИМИР ХРУСТАЛЕВ: «СОМНЕНИЙ НЕТ — ИРАН МОЖЕТ СОЗДАТЬ ЯДЕРНУЮ БОМБУ»
106

На фоне сообщения о визите северокорейской делегации во главе с заместителем Министра иностранных дел ПАК Менг Гуком в Тегеран появились предположения: а что если иранский ядерный щит уже выкован в Северной Корее?

Как предполагает издание «Репортер», на вооружение иранской армии поставлены качественные ракеты средней дальности, а Северная Корея имеет баллистические межконтинентальные ракеты, способные доставить ядерный и обычный боеприпас на побережье Соединенных Штатов.

Цитируемое издание, основываясь на открытых данных, отмечает, что первая иранская ракета была копией советской ракеты Р-17, созданной при содействии Пхеньяна.

На базе северокорейской ракеты «Нодон» разработана иранская ракета средней дальности «Шахаб-3». Затем появились «Саджил» и «Хорремшахр».

Далее произошло то, что можно толковать по-разному. Иран и КНДР «разошлись» в векторах развития своих ракетных программ. Пхеньян сделал ставку на межконтинентальные баллистические ракеты, а Тегеран — на ракеты средней дальности. Издание также не исключает того, что эти программы вовсе не «расходились», а возможно, «дополняют» друг друга.

«Два государства, находящиеся десятилетиями под прессингом санкций, могли договориться между собой разделить компетенции и вложить весьма ограниченные, по сравнению с США или Россией, ресурсы в разработку своего направления каждое», — выдвигает гипотезу «Репортер».

Комментируя возможность создания Тегераном собственного ядерного оружия при помощи Пхеньяна, российский эксперт по ракетно-ядерной программе КНДР Владимир ХРУСТАЛЕВ отметил, что проверить подобное предположение более чем затруднительно.

«Не важно, кто и что будет делать — это все равно нельзя будет проверить. Даже если Пхеньян будет в этой сфере помогать Тегерану — это будут отрицать обе стороны. Если Пхеньян не будет помогать Тегерану — его все равно будут в этом обвинять», — считает Владимир ХРУСТАЛЕВ.

Иран с 2005 года, как напомнил эксперт, регулярно грозится выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), но с другой стороны — ситуация регулярно улучшалась и мотив к выходу ослаблялся. И сейчас перед Ираном стоит очень сложный выбор.

«Любое решение может оказаться равновероятно — и триумфально успешным и катастрофичным», — подчеркнул Владимир ХРУСТАЛЕВ.

По его словам, если Иран выйдет из ДНЯО, то, несомненно, резко вырастет вероятность начала военной операции против Тегерана со стороны Вашингтона и его региональных союзников.

Одновременно в рамках типового для Совбеза ООН подхода наказывать Иран, скорее всего, все равно будут новыми санкциями и прочим.

«Однако если Иран успеет «добежать до бомбы», то наоборот, вероятность нападения на Иран резко снизится, превосходство США, Израиля и стран Залива в обычных вооружениях будет в значительной мере нейтрализовано, вырастет внутренний авторитет властей страны. Относительно же принципиальной способности Тегерана создать ядерное оружие – сомнений нет. Ключевой вопрос — это сроки, в которые Иран сможет изготовить первый ядерный заряд после принятия политического решения и начала его реализации», — резюмировал российский эксперт.

Заур МЕХДИЕВ, Axar.az.

АКТУАЛЬНО