ВИТАЛИЙ АРЬКОВ: «ТРАНСЕВРАЗИЙСКИЕ КОРИДОРЫ МОСКВЫ, ПЕКИНА И НЬЮ-ДЕЛИ ПРИБАВЛЯЮТ СМЕЛОСТИ БЕРЛИНУ И ПАРИЖУ В ДИАЛОГЕ С ВАШИНГТОНОМ»

ВИТАЛИЙ АРЬКОВ: «ТРАНСЕВРАЗИЙСКИЕ КОРИДОРЫ МОСКВЫ, ПЕКИНА И НЬЮ-ДЕЛИ ПРИБАВЛЯЮТ СМЕЛОСТИ БЕРЛИНУ И ПАРИЖУ В ДИАЛОГЕ С ВАШИНГТОНОМ»
136

В условиях возобновления международных санкций в отношении Ирана, на жестком варианте которых под влиянием израильского и саудовского лобби настаивают США, увеличение контейнерного транзита в рамках международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг» крайне важно для Тегерана. Об этом в беседе с Axar.az сообщил сказал российский политолог, основатель экспертно-аналитической сети PolitRUS Виталий АРЬКОВ.

По словам заместителя Министра транспорта Исламской Республики Иран (ИРИ) Саида РАСУЛИ, членство Ирана было ратифицировано на 70-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества.

В нем приняли участие члены организации — руководители железнодорожных администраций России, Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины, ассоциированные члены Совета — руководители железнодорожных администраций Грузии, Латвии и Финляндии, а также руководители железных дорог Литвы, Эстонии и Ирана.

ВИТАЛИЙ АРЬКОВ

ВИТАЛИЙ АРЬКОВ

Как отметил российский собеседник Axar.az, Тегеран также заинтересован в расширении географии МТК «Север-Юг», активном использовании его возможностей даже для локального грузооборота.

Собственно, в этом заинтересована и Россия, получающая выгоду не только собственно от транзита, но также производства и обслуживания ж/д-техники, являясь ключевым поставщиком МТК «Север-Юг».

«Конечно же, для России интересен бурно растущий рынок Индии: металлургия, химическое производство, машиностроение, ТЭК, ВПК, АПК, лесная отрасль и другое. А для производителей Индии — рынки России и Евросоюза. Потребность в выгодной по срокам и, соответственно, стоимости логистики и доставки грузов очевидна для бизнес-кругов государств Евросоюза, наращивающих совместные экономические проекты с Индией и ее соседями. И это не только размещение заказов на производство товаров в регионе с низкой стоимостью рабочей силы», — отметил Виталий АРЬКОВ.

Но, как обратил внимание эксперт, позитивным планам помехой является целый ряд по-прежнему нерешенных проблем. В частности, напряженность отношений между Индией и Пакистаном, которую вряд ли удастся преодолеть в обозрмом будущем. А, следовательно, и сделать «Север-Юг» сугубо ж/д-МТК, что отразилось бы на снижении длительности груза в пути и стоимости транспортировки.

В меньше степени, отмечает российский эксперт, но все же является проблемой разница в ширине ж/д-колеи. От Мумбаи до Москвы действуют три (!!!) стандарта. А это опять-таки время и деньги.

Нельзя не сказать и об отсутствующих до сих пор единых «сквозных» тарифах — в каждой из стран-участниц действуют внутренние, что почти вдвое увеличивает стоимость доставки, например, контейнера из Мумбаи в Москву в сравнении с «прайсом» компаний, работающих морем через Суэцкий канал. И если срочность доставки некритична, выбор очевиден.

«Влияние на тарифы оказывает и тот факт, что в силу специфики российского экспорта в Индию, контейнеры возвращаются «порожняком». Это что касается сугубо экономики. В политическом же аспекте «Север-Юг» (равно как и его китайский конкурент «Восток-Запад») представляет особый интерес для всех участников проекта, поскольку, во-первых, позволяет осуществлять перевозку грузов таких категорий, которые обязательно привлекут внимание (или даже могут быть блокированы) США при использовании привычного пути через Суэцкий канал — почти все морские порты и маршруты здесь в той или иной степени под контролем Вашингтона. Во-вторых, запуск и развитие внутриконтинентальных проектов, в которых «первую скрипку» играют страны, открыто противостоящие мировой гегемонии США, прибавляет смелости в диалоге с Вашингтоном и другим ведущим евразийским столицам. Речь, в первую очередь, о Берлине и Париже», — считает Виталий АРЬКОВ.

Отмечая роль Азербайджана в международных транспортных коридорах, российский политолог подчеркнул, что географическое положение Страны огней и взвешенная международная политика официального Баку делает Азербайджан привлекательным и надежным партнером крупных трансевразийских транспортных проектов.

«Очевидна выгода от них и для самого Азербайджана, так как позволяет привлекать значительные дополнительные инвестиции в модернизацию имеющейся и строительство новой портовой и железнодорожной инфраструктуры, но, главное, дифференцировать национальную экономику, делая ее все менее зависимой от колебаний мировых цен на углеводороды», — расставляет акценты основатель экспертно-аналитической сети PolitRUS.

Российский интерес к развитию ж/д-проектов с Ираном, помимо сугубо экономических, как считает собеседник Axar.az, обусловлен, прежде всего, политическими моментами.

«Продолжающаяся блокада Армении со стороны Азербайджана и Турции, обоснованная действиями самого официального Еревана, а также неясные перспективы с восстановлением сквозного транскавказского железнодорожного сообщения через Грузию, вынуждают Россию — ради сохранения и наращивания транзита широкой номенклатуры грузов, в том числе, и негражданского назначения через территорию ИРИ — старательно «не замечать» заметного усиления присутствия Ирана в Армении», — резюмировал Виталий АРЬКОВ.

Иллюстрация: «Аргументы и Факты».

АЗЕРБАЙДЖАН