ДРАГАНА ТРИФКОВИЧ: «БЕЛГРАД НЕСПРАВЕДЛИВ К МОСКВЕ»

ДРАГАНА ТРИФКОВИЧ: «БЕЛГРАД НЕСПРАВЕДЛИВ К МОСКВЕ»
78

Покупка французских систем является своего рода прецедентом, потому что «Мистраль» стала первой в сербской армии ракетной системой ПВО западного происхождения, а сербская армия традиционно использует советские стандарты вооружения.

Об этом в беседе с Axar.az сказала директор сербского Центра геостратегических исследований Драгана ТРИФКОВИЧ, комментируя контракт на приобретение 18 французских ПЗРК «Мистраль», подписанный в ходе визита президента Франции Эмманюэля МАКРОНА в Сербию.

По сообщениям сербских СМИ, переносные французские ракетные комплексы должны быть интегрированы в зенитный самоходный ракетно-пушечный комплекс ПАСАРС-16, созданный в Военно-техническом институте Сербии и впервые продемонстрированный на параде в 2017 году.

«Ракеты «Мистраль» относятся к переносным комплексам, таким как советская «Стрела», которые уже давно используются в сербской армии. Кстати, в рамках модернизации ПАСАРС-16 планировалась установка отечественных ракет, произведенных на базе советских ракет Р-13М», — отметила Драгана ТРИФКОВИЧ.

По ее словам, это не первая покупка французского оружия, в дополнение к «Мистралям», Сербия ведет переговоры с Францией о поставке радаров и электронных систем. Также в этом году Белград купил у Парижа многоцелевые вертолеты Airbus для нужд своих Вооруженных сил и полиции.

И помимо политических целей, данные контракты обусловлены и реальными потребностями Сербии, особенно в вопросе ПВО большой дальности. Именно недостаток таких систем обусловил то, что Сербия подверглась бомбардировкам НАТО в 1999 году.

Среди прочего, Франция, с которой Сербия сейчас развивает стратегическое партнерство, участвовала в бомбардировке Сербии.

«Чтобы преодолеть такую опасность в будущем, необходимо, прежде всего, чтобы Вооруженные силы Сербии приобрели, например, системы С-400. Хотя с российской стороны и звучали предложения удовлетворить потребности Сербии в данном виде систем ПВО, сербское руководство не начало переговоров о закупках этой системы. В итоге Россия в прошлом году в рамках помощи поставила Сербии шесть самолетов МИГ-29. Кроме того, Россия также выделила финансовую помощь для обучения пилотов», — сообщила сербский эксперт.

Еще Россия подарила Сербии тридцать танков Т-72 и тридцать боевых машин БРДМ-2, а также четыре вертолета Ми-17 и четыре вертолета Ми-35. В настоящее время Румыния по распоряжению НАТО заблокировала транспортировку по Дунаю в Сербию данной военной техники, что в Белграде уже назвали прямым нарушением Конвенции о режиме судоходства на Дунае и международного законодательства.

«Такое решение является нарушением действующих международных правил, касающихся судоходства по Дунаю, но не является неожиданным для государства-члена НАТО. Нарушение международного права и несоблюдение достигнутых договоренностей – обычная практика НАТО», — подчеркнула Драгана ТРИФКОВИЧ.

Собеседник информагентства отметила, что для сербских властей характерны декларативный военно-политический нейтралитет, шире — беспринципность в политике.

Белград использует российско-сербскую дружбу для политической пропаганды, а сербские СМИ, подконтрольные властям, регулярно сыплют дифирамбы этим отношениям, но, несмотря на это, они в основном находятся на гораздо более низком уровне, чем могли бы быть.

Российская сторона несколько раз предлагала Сербии стратегическое партнерство и совместное развитие военно-технического сотрудничества, но сербское руководство, помимо выражения доброй воли, не предприняло никаких шагов в этом направлении.

С другой стороны, с 2014 года Сербия начала стратегическое сближение с НАТО, которое увенчалось подписанием СОФА — соглашением Сербии с НАТО и Индивидуальным планом действий партнерства.

Несколько дней назад Сербию посетил генерал ВВС США Тод УОЛТЕРС, главнокомандующий европейскими силами НАТО, с которым Президент Сербии Александр ВУЧИЧ согласовал новый цикл Индивидуального плана действий для партнерства.

«Я считаю, что для Сербии нежелательно развивать дальнейшее сотрудничество с евроатлантическими структурами, поскольку новый уровень сотрудничества подрывает военный нейтралитет Сербии. С другой стороны, евроатлантическое сообщество прилагает все усилия, чтобы отделить Косово от Сербии, и президент МАКРОН в Белграде во время своего визита подчеркнул, что Косово является независимым государством. Известно, что Россия приложила огромные дипломатические и политические усилия, чтобы помочь Сербии сохранить свою территориальную целостность. Тем не менее, этот факт не подвигнул сербское руководство к развитию стратегического сотрудничества с Россией», — отмечает Драгана ТРИФКОВИЧ.

По ее мнению, принятие российской военной техники в качестве подарка и одновременно закупка французского вооружения — несправедливый шаг со стороны Белграда.

«Особенно если принять во внимание, что Франция прямо и открыто работает против территориальной целостности Сербии. Конечно, мы можем добавить к этому причастность Франции к бомбардировке Сербии, поддержку сепаратистов и террористов в Косово и роль французских спецслужб в войнах в бывшей Югославии, где Париж участвовал в специальных операциях. Благодаря России было предотвращено принятие в ООН резолюции, направленной на осуждение Сербии за несуществующий геноцид, признание которого подталкивалось Францией, и ею же создавались основания для принятиетакого решения усилиями сил специальных операций», — резюмировала сербский эксперт в интервью Axar.az.

Размещено на PolitRUS по соглашению об обмене информацией.

АКТУАЛЬНО