ЕВРАЗИЙСКИЙ КНУТ ПРОТИВ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРЯНИКОВ

ЕВРАЗИЙСКИЙ КНУТ ПРОТИВ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРЯНИКОВ
99

ИВАН ЛИЗАН_135Представитель от Республики Беларусь в ЕЭК — Министр по техническому регулированию Виктор НАЗАРЕНКО — пожаловался на то, что с 2014 года из 23 запланированных техрегламентов разработано только 12, а из 27 проектов изменений к ним — 11, добавив, что «по всем невыполненным позициям плана разработчики сорвали сроки на два года и более».

Нет ничего удивительного ни в заявлении НАЗАРЕНКО, ни в том, что сроки сорваны. Заявление понятно: НАЗАРЕНКО — представитель Беларуси, которая пытается максимально использовать период своего председательства в ЕАЭС для улучшения своих позиций в данном объединении и решения своих хронических экономических проблем с помощью ЕАЭС.

Срыв сроков тоже очевиден: Беларусь как экспортоориентированная экономика заинтересована в снятии всех барьеров. Другие партнеры по ЕАЭС в этом не заинтересованы: они защищают свои рынки, а для любого национального капитала белорусы — конкуренты независимо от конъюнктуры на рынках и состояния мировой экономики.

Сам же белорусский рынок мало кому интересен: на него сложно попасть, он является вотчиной государственных монополий и олигополий, его емкость невелика (около 9,5 млн потребителей против 18,6 млн в Казахстане или 146 млн в России), а покупательная способность населения низкая (по сравнению с премиальными рынками московской и ленинградской агломераций).

Проще говоря, принятие техрегламентов и иные действия по снятию нетарифных ограничений интересны в первую очередь Минску — у него задача использовать их для проникновения на рынки соседей. Соседям же хорошо и так. А так как у ЕЭК нет полномочий по национальному принуждению, то остается лишь жаловаться на саботаж со стороны национальных правительств.

Что предлагает Минск для снятия нетарифных ограничений? — Повысить дисциплину и предоставить дополнительные полномочия ЕЭК чтобы она могла работать кнутом.

Но такой подход не сработает: национальная бюрократия отвечает перед своими парламентами и президентами, а каждый министр — защитник национального капитала. Так что мазохисты в правительствах не водятся — никому не хочется ощущать удары кнута ЕЭК. Следовательно, ситуация не изменится, а кнут неэффективен.

Куда разумнее было бы начать реальные работы по созданию союзного капитала — государства могут возглавить данный процесс, стимулируя бизнес к ведению переговоров, либо отказаться от фактического запрета на проведение сделок слияний и поглощений.

Тогда союзный капитал сам стимулировал бы национальные правительства снимать ограничения и разрабатывать техрегламенты. РСПП сейчас обороняется от белорусского промкапитала, справедливо считая его конкурентом. Создание союзного капитала при посредничестве правительств стёрло бы границы между казахстанским/белорусским/российским капиталом и изменило бы систему мотивации национальной бюрократии.

Но на этот шаг не готов сам Минск — это для него угроза суверенитету. То есть Беларусь готова махать кнутом, но не имеет пряников. Ее партнёры предпочитают раздавать пряники своим компаниям, а не делиться ими с белорусами.

И пока не будет создан союзный капитал, белорусские министры так и будут жаловаться на саботаж национальной бюрократии.

Иван ЛИЗАН, редактор портала «Сонар-2050».

БЕЛАРУСЬ