КРЕМЛЕВСКИЙ ГАМБИТ

КРЕМЛЕВСКИЙ ГАМБИТ
100

Очередная годовщина Крещения Руси всколыхнула еще сильнее «неравнодушную» отечественную общественность по поводу подписанного 10 июля Президентом Турции Реджепом Тайипом ЭРДОГАНОМ указа, по которому являвшийся почти столетие музеем Собор Святой Софии (Айя-София) в Стамбуле вновь получил статус мечети, а уже 24 июля там прошло первое за 90 лет богослужение.

В сочувствующих СМИ и соцсетях грозились вновь прибить щит на врата Царьграда и удивлялись отсутствию жесткой ответной реакции официальной Москвы, называя случившееся очередным «ударом в спину» со стороны Анкары.

Меж тем, никакого удара не было. И не потому даже, что о возвращении историческому зданию статуса мечети было известно заранее — принято данное решение, представляется, было после закрытых переговоров с Кремлем.

Неоосманизм ЭРДОГАНА давно известен, как и его ставка на усиление влияния религии в турецком обществе. Собственно, для россиян подобное не в диковинку по понятным причинам.

Превращение Собора Святой Софии вновь в Ayasofya-i Kebir Camii (Большая мечеть Айя-София) имело огромное значение для ЭРДОГАНА и он в любом случае сделал бы это. Вне зависимости от позиции Кремля.

Однако Анкара сочла необходимым предварительно обсудить это с Москвой. Во избежание неверной трактовки своих действий и последствий этого, продемонстрировав готовность к обсуждению возможных ответных пожеланий (назовем это так) со стороны Кремля.

Разумно предположить, что пожелания касались интересов в Сирии, Ливии и в целом на Среднем Востоке, а также на Южном Кавказе и сотрудничества в энергетической и военно-технической сферах. Как минимум.

Можно лишь предполагать, что получил Кремль от Новой Порты взамен на отсутствие официальной реакции на указ ЭРДОГАНА от 10 июля. Думается, немало.

К тому же ЭРДОГАН публично дал слово Кремлю, что россияне смогут и далее беспрепятственно посещать данное сооружение как музей, а все исторические христианские фрески будут сохранены.

А еще Москва таким образом отомстила предстоятелю Константинопольской православной церкви патриарху Варфоломею I за его «шашни» с Киевом, результатом чего стало «втюхивание» тщеславному Петру ПОРОШЕНКО поддельного томоса, приведшее однако к утрате РПЦ прежнего влияния в Украине.

Поскольку это ни Русская православная церковь «профукала» Собор Святой Софии в Стамбуле, а именно уличенный в приторговывании религиозными документами Константинопольский патриарх Варфоломей I.

Московская патриархия, напротив, показала себя рьяным борцом за православных людей и их святыни, главным центром Православия в современном мире.

Таким образом, вполне логический вывод: из превращения Собора Святой Софии вновь в Ayasofya-i Kebir Camii Москва выжала максимум выгоды. Сохранив при этом лицо — «громы и молнии» в адрес Турции метала для проформы РПЦ (как известно, церковь в России отделена от государства) и «неравнодушная» общественность (в России свобода слова и демократия).

Фото: Сергей ЧЕРНЫЙ.

АКТУАЛЬНО