НАИЛУЧШИЙ ВЫХОД ИЗ КРИЗИСА ДЛЯ БЕЛАРУСИ — УГЛУБЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ С РОССИЕЙ

НАИЛУЧШИЙ ВЫХОД ИЗ КРИЗИСА ДЛЯ БЕЛАРУСИ — УГЛУБЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ С РОССИЕЙ
122

ИВАН ЛИЗАН_135Спустя неделю с лишним с начала протестов в Беларуси можно констатировать следующее: главным защитником суверенной и независимой Беларуси стал Владимир ПУТИН, который ведёт переговоры в интересах Беларуси с Евросоюзом и США.

Позиция белорусского государства отсутствует: Александр ЛУКАШЕНКО осуждает внешнее вмешательство на словах, а главный архитектор обанкротившейся политики многовекторности — Владимир МАКЕЙ — ведёт переговоры с теми, кто вмешивается в эти самые дела.

Ни чисток среди своих же советников, ни среди экспертного сообщества, поддакивающего о российской угрозе, ни работы над ошибками по поводу обанкротившейся политики многовекторности. — Кризис есть, рефлексии нет.

Оппозиционный политик Светлана ТИХАНОВСКАЯ так и не стала белорусским аналогом венесуэльца Хуана ГУАЙДО, вместо неё лидером пришлось назначать коллектив совершенного безграмотных по части политэкономии либералов и националистов.

Координационный совет оппозиции стыдливо опубликовал, а затем потёр такую программу реформирования страны, от которой у человека, который умеет читать, волосы станут дыбом.

Программа дала ЛУКАШЕНКО козыри для содержательной борьбы с оппозицией — глава Беларуси вновь вернулся в свой привычный образ защитника суверенитета страны, но не от России (с которой он боролся последние два года), а от Запада. Вот только такому «защитнику» уже мало кто верит.

Организовать тотальную забастовку оппозиция не смогла. Часть предприятий остановилась, но единого порыва бастовать у рабочих нет. Программа «реформ» от оппозиции, о которой теперь активно рассказывает ЛУКАШЕНКО, будет откалывать от протестующих сторонников.

Протесты оппозиции пусть и остаются массовыми, но выдыхаются. У них нет цели, поэтому их и поставили на паузу. Власти кое-как удаётся мобилизовать своих сторонников.

Если не случится какого-либо ЧП и резкой радикализации протеста, то уличная активность затихнет, а противостояние сведётся к привычной борьбе власти и оппозиции. Борьбе бессодержательной и вызывающей у населения лишь приступы тошноты и желания эмигрировать.

Вертикаль власти устояла. Силовая вертикаль осталась незыблемой: ни один генерал не перешёл на сторону протестующих. Осыпались избиркомы, включая ЦИК, медийная машина (за исключением телеканала «БТ-1» во главе с Иваном ЭЙСМОНТОМ) и местная власть в Гродно.

Заменить избиркомы и медийщиков власти некем — они потеряны для ЛУКАШЕНКО. Следующие выборы придётся проводить честно и без СМИ.

Беларусь в очередной раз обнажила противоречия между США и Евросоюзом. Президент Франции Эмманюэль МАКРОН и канцлер Германии Ангела МЕРКЕЛЬ очевидно не заинтересованы в том, чтобы Беларусь стала второй Украиной. Вашингтон свою позицию пока не обозначил в отличие от Варшавы и Вильнюса, заинтересованных в запуске сценария «прибалтизации» Беларуси.

Отношения с Украиной серьёзно испорчены: Киев отозвал своего посла в Минске для проведения консультаций.

Белорусская пропагандистская машина сломана и ремонту не подлежит. Внутри страны ей не верят, за пределами образу Беларуси как последнего оплота социализма нанесен сильный удар. Исправить своими силами белорусская власть свои же медийные провалы не сможет — у неё полно говорящих голов, но мало тех, кто способен самостоятельно мыслить — мыслящие люди белорусской власти все эти годы были не нужны.

Необходимо срочно перестраивать работу ТВ, электронных СМИ, и осваивать инструменты работы с социальными медиа. Сами власти эту титаническую работу провести не смогут.

Текущий политический кризис является для белорусского государства и экономики точкой невозврата. Институты власти рискуют не дожить до нового планового электорального цикла и разложиться. Экономика и до протестов была в тяжёлом состоянии, а после протестов будет в критическом состоянии: дефицит бюджета (без учёта забастовок) к осени прогнозировался в размере порядка 4 млрд белорусских рублей (против 0,95 плановых млрд белорусских рублей) что составляет почти 10% расходной части бюджета страны на 2020 год.

Без внешней подпитки и стабилизационных кредитов власти придётся включать печатный станок. Схлопывание грозит целым отраслям, а стране — дефолтом.

Белорусское общество уже никогда не будет прежним: оно разочаровалось во власти и текущей модели государственности.

Победа ЛУКАШЕНКО над оппозицией ничего принципиально не изменит: даже разбив на уровне смыслов и обуздав уличную активность ЛУКАШЕНКО не преодолеет катастрофических для страны итогов выборов, которые подвергли сомнению его легитимность. Беларуси нужны фундаментальные реформы.

Популистскому режиму Александра ЛУКАШЕНКО конец: его позиции подорваны внутри страны и обнулены в России. Если до 2019 года он был строптивым союзником, торгующимся за каждую копейку, то в 2019 году стал источником массы проблем, которые приходится лично решать Владимиру ПУТИНУ и российской бюрократии. ЛУКАШЕНКО неизбежно придётся уйти из власти, он не сможет её передать по наследству.

Наилучший из всех возможных выходов для Беларуси — углубление интеграции с Россией, подписание всех без исключения дорожных карт, включая 31-ю о создании наднациональных органов, которые, как показывает политический сезон 2020 года, нужно было подписать ещё в 2019 году, не выдвигая каких-либо условий.

Теперь официальному Минску не до споров и торгов. Впрочем, подписание самих дорожных карт под вопросом до тех пор власти не удастся обуздать улицу и снизить протестный потенциал разъярённого населения, а также донести до главы государства всю критичность того состояния, в котором по его же вине оказалась Беларусь.

Иван ЛИЗАН, редактор портала «Сонар-2050».

БЕЛАРУСЬ