СИРИЯ ПОМОЖЕТ РОССИИ ПРОТИВОСТОЯТЬ ТУРЕЦКОЙ ЭКСПАНСИИ В АБХАЗИИ

СИРИЯ ПОМОЖЕТ РОССИИ ПРОТИВОСТОЯТЬ ТУРЕЦКОЙ ЭКСПАНСИИ В АБХАЗИИ
144

В ближайшие недели Абхазию с официальным визитом посетит Президент Сирии Башар АСАД. Что можно расценивать и как ответ Москвы на усилия Запада по дестабилизации политической ситуации в Грузии с целью смещения правительства «Грузинской мечты» Бидзины ИВАНИШВИЛИ — компромисса Москвы и Вашингтона, и как недвусмысленный месседж турецкому «неосултану» Реджепу Тайипу ЭРДОГАНУ, наращивающему свое влияние на Большом Кавказе.

Формально абхазо-сирийские переговоры на высшем уровне (Дамаск признал суверенитет Абхазии в мае 2018 года) будут посвящены развитию широкого экономического и культурного сотрудничества, в т.ч. в сфере нефтедобычи.

Как известно, в Очамчырском, Ткуарчалском и Галском районах, а также на черноморском шельфе республики подтверждены запасы углеводородов, на которые претендует и Грузия.

Сама Абхазия вести нефтедобычу на современном уровне не в состоянии, как и экспортировать углеводороды. В случае передачи месторождений ведущим российским энергокомпаниям и даже их «дочкам» тем грозят серьезные международные санкции.

Что же касается Сирии, то в нынешнем положении Дамаска одним пакетом санкций больше, одним меньше… К тому же надо отрабатывать помощь Кремля, которому АСАД теперь обязан по гроб жизни.

Ранее Сухум и Дамаск уже подписали межправительственное Соглашение по созданию совместного Сирийско–Абхазского комитета по экономическому, торговому, научному, техническому и культурному сотрудничеству и межправительственное Соглашение в сфере содействия и продвижения торговли и экономического сотрудничества.

Информации о готовящемся визите в Сухум сирийского лидера предшествовала встреча в Сочи Президента России Владимира ПУТИНА и нового Президента Абхазии Аслана БЖАНИЯ.

В начале встречи ПУТИН подчеркнул, что Россия «остается партнером номер один» для Абхазии, поскольку «больше 70% всего экономического оборота республики — с Россией».

Однако Россия — не только главный экономический партнер Абхазии, но и главный ее финансовый донор. Только по официальной информации, при величине бюджета Абхазии в 2020 году в 10,3 млрд рублей, доля российской финпомощи составляет 4,7 млрд рублей.

И деньги эти, что называется, «не в коня корм» — коррупционеры-чиновники во многих российских регионах не скрывают зависти в адрес абхазских коллег.

Поэтому важно заставить Абхазию увеличить долю собственных доходов. С туризмом и сезонным экспортом фруктов добиться этого не удается: поскольку львиная доля в тени и подконтрольная местным ОПГ, то растущие обороты почти не сказываются на доходах госбюджета Абхазии.

Перспективные направления: нефтедобыча и транзит грузов, если по итогам новой Карабахской войны Баку ослабит давление на Тбилиси и грузинские власти согласятся таки на восстановление транскавказского ж/д сообщения через Грузию до Армении.

Руками Дамаска Кремль, представляется, намерен  также и противодействовать турецкой экспансии, идущей традиционно для Анкары (вспомним Аджарию) через бизнес.

Результатом переговоров БЖАНИЯ-АСАД могут стать принятие заранее проработанных в Москве документов о предоставлении особых преференций сирийским инвесторам.

Первоочередно, хоть об этом и не станут указывать официально, — представителям влиятельной армянской общины Сирии. Как известно, армянская община весьма влиятельна также в Абхазии и в целом пророссийски настроена. В отличие от грузинского меньшинства республики, да и части титульного этноса — это стоит признавать.

Фото: Sputnik.

АБХАЗИЯ