РОСТ ВЛИЯНИЯ ТУРЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

РОСТ ВЛИЯНИЯ ТУРЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
83

Влияние Турции все больше усиливается на территории бывшего Советского Союза. Турецкие власти используют для этого как экономические, так и политические и даже военные методы.

Культивируемая руководством Турции и, в первую очередь, ее президентом Реджепом Тайипом ЭРДОГАНОМ, идеология пантюркизма создает угрозу стабильности на постсоветском пространстве, в том числе и в России.

Турецкое вмешательство в процессы, происходящие на территории СССР, началось еще в 90-е годы. Основные усилия были направлены Турцией на рост влияния в Азербайджане. Ставя во главу экономические интересы, азербайджанские власти заключили множество коммерческих контрактов с турецкими компаниями.

В 1992 Баку и Анкара подписали договор о военном сотрудничестве. Вооруженным силам Азербайджана срочно требовалась помощь в условиях активизировавшейся войны в Нагорном Карабахе. После подписания договора турецкие инструкторы начали подготовку азербайджанской армии, в первую очередь подразделений специального назначения. В дальнейшем военная помощь Турции Азербайджану идет по нарастающей.

Во время  Первой и Второй Чеченских воин азербайджанская территория использовалась Турцией для снабжения боевиков-исламистов Северного Кавказа.

Турция оказывала им помощь, используя при этом Азербайджан как перевалочную базу. Через азербайджанскую территорию на Северный Кавказ поставлялось вооружение и иностранные наемники, а также, зачастую, осуществлялась эвакуация раненных боевиков для последующего лечения.

В августе 2010 года Азербайджан и Турция подписали новое соглашение о военном и техническом сотрудничестве. Согласно этому договору, в случае нападения на одного из его участников, вторая сторона должна вмешаться в конфликт и защищать территорию союзника как свою собственную. После этого совместные учения Вооруженных сил Турции и Азербайджана стали регулярными.

Новое соглашение имело огромное значение в условиях затяжного противостояния между армянами и азербайджанцами в Нагорном Карабахе. В ходе этого конфликта, длящегося десятилетиями, Анкара последовательно выступает на стороне Азербайджана.

После того, как к власти в Турции пришел Реджеп Таип ЭРДОГАН, турецкое влияние в Закавказье начало существенно расти. Наряду с наращиванием поставок вооружения азербайджанской армии, Анкара дипломатически поддержала Азербайджан во время его обострения в Нагорном Карабахе в апреле 2016 года.

В дальнейшем президент ЭРДОГАН начал активно использовать идеологию пантюркизма — идею об объединении народов тюркского происхождения в одно государство. Фактически речь идет о попытке возрождения Османской Империи. В 2020 году Турция и Азербайджан провозгласили лозунг «Две страны — один народ».

К этому моменту  азербайджанские Вооруженные силы уже давно находились под турецким влиянием. Военные из Азербайджана обучались в учебных заведениях Турции и даже проходили стажировку в её войсках.

По неподтвержденной информации, азербайджанские военнослужащие для получения боевого опыта даже участвовали в операциях против курдов. Турецкие военные советники активно занимались подготовкой армии Азербайджана.

В конце июня 2020 года, на фоне продолжающихся позиционных столкновений с армянами как в Нагорном Карабахе, так и непосредственно на границе с Арменией, в Баку заявили о желании закупить у Анкары ударные беспилотные летательные аппараты «Баярактар», которые до этого эффективно применялись в ходе боевых действий в Сирии и Ливии.

В июле Турция и Азербайджан провели совместные военные учения, в ходе которых на азербайджанскую территорию были направлены подразделения турецких Вооруженных сил. Вероятно, в этот период и было принято решение о начале новой военной кампании, получившей кодовое наименование «Железный кулак»,  которая стартует 27 сентября 2020 года.

После окончания учений, турецкие военнослужащие не были полностью выведены из Азербайджана. Более того, на момент начала азербайджанского наступления, на авиабазе в Гяндже находились истребители F-16 военно-воздушных сил Турции.

Осенью 2020, в преддверии новой войны, резко активизировалась риторика турецких властей по отношению к Армении. Более того, президент ЭРДОГАН назвал армян главной угрозой миру в регионе и вновь потребовал от Еревана передать Нагорный Карабах азербайджанцам.

Турецкие власти не только были в курсе про новое азербайджанское наступление, но и активно помогали Баку в его подготовке. Сразу после начала боевых действий, Турция открыто поддержала Азербайджан на дипломатическом уровне.

Однако этим помощь Баку не ограничилась. Азербайджан получил от Турции ударные беспилотники «Баярактар», которые до этого были успешно применены в ходе боевых действий в Сирии и Ливии. Ими управляли турецкие операторы, то есть таким образом Анкара напрямую вступила в войну.

Военная помощь Турции не свелась к отправке беспилотников. Стало известно, что в рядах азербайджанской армии находилось большое количество турецких офицеров, выполнявших обязанности военных советников.

Так, группа, возглавляемая начальником оперативного управления сухопутных войск Турции генерал-майором Бахтияром ЭРСАЕМ осуществляла планирование наступательной операции и организацию боевых действий.

Этот военачальник обладает значительным опытом. Он регулярно участвовал в проведении операций против курдов в горной местности, командуя 2-й бригадой Commando (спецназ).

В ходе боевых действий азербайджанские военные будут активно применять подразделения легкой пехоты в горах. Это сыграет ключевую роль в ходе операции по взятию Шуши, когда подразделения специального назначения армии Азербайджана обнаружили бреши между опорными пунктами армян в горах. Затем спецназ провел по этим маршрутам пехоту, которая внезапным ударом взяла Шуши и отразила попытки армян отбить стратегически важный город.

Кроме того, в Азербайджане находился генерал-лейтенант Шереф ОНГАЙ, командующий 3-й полевой армией сухопутных войск Турции. Он приезжал в Баку летом 2020, и затем дважды в ходе боевых действий.

Как было сказано выше, для управления ударными беспилотниками «Баярактар» в Азербайджан была направлена группа офицеров турецких ВВС. Ей командовал генерал-майор, начальник 1-го Центра снабжения и технического обслуживания Гексель КАХЬЯ. Ранее он принимал участие в войне в Ливии, отвечая за организацию боевого применения ударных беспилотников.

Турки явно учли сирийский и ливийский опыт, и потому в ходе операции в Нагорном Карабахе в первую очередь занялись подавлением армянских  подразделений противовоздушной обороны.

После того, как ПВО была подавлена, ударные беспилотники нанесли армянам существенные потери в артиллерии и бронетехнике, что сыграло значительную роль в дальнейшем ходе боевых действий.

БПЛА также активно атаковали армянские колонны снабжения, а в конце конфликта поражали группы военнослужащих армии Нагорного Карабаха.

Беспилотники использовались и для корректировки артиллерийского огня. Так, при взятии Шуши БПЛА в режиме онлайн осуществляли координацию нанесения ударов азербайджанской артиллерии по карабахским высотам, замаскированным снизу.

Таким образом, турецкие военные не только консультировали армию Азербайджана, но и напрямую командовали ее подразделениями в ходе боевых действий.

Вторая Карабахская война стала полигоном для поставляемого из Турции вооружения. Так, наряду с ударными беспилотниками «Баярактар», была применена новейшая турецкая ракета с лазерным наведением TRG-230.

Успешно применение продукции военно-промышленного комплекса Турции в ходе боевых действий в Нагорном Карабахе явно повысит спрос на нее на мировом рынке оружия.

В целом, Азербайджан во многом обязан Турции победой во Второй Карабахской войне и это обстоятельство существенно усиливает турецкое влияние в стране. Более того, на волне успеха в Закавказье, Анкара пытается усилить свои позиции в других республиках бывшего СССР.

Так, в турецких средствах массовой информации начали озвучиваться планы по созданию единой армии Турана — то есть объединенных Вооруженных сил тюркских государств. В ее состав должны войти военнослужащие Турции, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана, Узбекистана.

Кроме того, в последнее время все больше интереса Турция проявляет к Афганистану под предлогом экономического взаимодействия, оказания гуманитарной и медицинской помощи. На самом деле там ведется  работа с этническими меньшинствами страны: узбеками, казахами, туркменами, таджиками в том же направлении «тюркских» общих корней.

Конечно, идеи о создании Турана пока не воплощены в жизнь, однако сбрасывать их со счетов не стоит.

Анкара все больше усиливает свои позиции и в Центральной Азии. В частности, Турция и Туркменистан довольно плотно сотрудничают в социальной, экономической и культурной сферах. На турецкой территории работает значительное количество туркменских мигрантов. Турция является пожалуй единственной страной, куда активно едут на заработки граждане Туркменистана.

Однако Анкара, на словах заявляя о дружбе с Ашхабадом, фактически ведет работу по дискредитации Президента Туркменистана Гурбангулы БЕРДЫМУХАМЕДОВА.

В частности, в мае прошлого года в Турции и на подконтрольной ей территории Северного Кипра прошел ряд митингов туркменских мигрантов, которые выступили против собственного правительства. Подобные мероприятия были бы немыслимы без поддержки турецких властей.

Кроме того, Турция постоянно пытается усилить влияние в Туркменистане с помощью так называемой «мягкой силы», сотрудничая в культурной сфере. Турецкие организации ведут работу с туркменской молодежью.

Интерес Турции к этой стране легко объясним: Туркменистан располагается четвертым в списке по объему мировых запасов природного газа и ЭРДОГАН явно не против получить доступ к запасам энергоресурсов.

Интересы Турции на территории бывшего СССР не ограничены Южным Кавказом и Центральной Азией.

Усиливается сотрудничество Анкары с Киевом. Турция уже поставила Украине средства связи, а также ударные беспилотники «Баярактар» — не исключено применение БПЛА этого типа на Донбассе.

Кроме того, ведутся переговоры  по совместному производству ударных беспилотников. Оно будет выгодным для обеих сторон.

Дело в том, что в связи с боевыми действиями в Нагорном Карабахе против Турции были введены санкции, что осложняет закупки комплектующих для беспилотников. Однако в рамках совместного производства их сможет закупать Киев и таким образом Анкара сумеет возобновить доступ к западным технологиям.

В свою очередь, увеличение количества ударных беспилотников «Баярактар» в ВСУ существенно повысит их боевые возможности, что весьма существенно в условиях продолжающейся войны на Донбассе.

Наряду с беспилотной авиацией Киев и Анкара сотрудничают и в других сферах ВПК. В частности, Турция, которая пытается наладить производство собственной бронетехники, интересуется технологиями СССР, доставшимися Украине.

Турецкие специалисты регулярно бывают на харьковском заводе им. МАЛЫШЕВА, где во времена СССР было массовое производство танков. Анкара стремится получить техническую документацию и воспользоваться опытом специалистов, которые ранее производили бронетехнику на данном предприятии. Стоит отметить, что на фоне деградации завода, вероятность того, что его сотрудники пойдут на сотрудничество с Турцией, очень высока.

Турция пытается усилить влияние и непосредственно на территории России. В частности, Анкара рассматривает Крымский полуостров как зону своих геостратегических интересов.

Реджеп Тайип ЭРДОГАН неоднократно заявлял, что его страна не признавала и никогда не признает Крым российским. До XVIII века полуостров входил в состав Османской империи и многие реваншисты в Анкаре не против его вернуть — во всяком случае в Турции активно спекулируют крымско-татарским вопросом, так как до присоединения Крыма к России Черное море было внутренним турецким морем.

Попытки выражаются в осуществлении поддержки турецкими властями националистических организаций крымских татар с помощью которых они пытаются раскачать политическую обстановку среди местного населения. Помимо турок, подобную работу ведут и украинские спецслужбы.

Наряду с экстремистскими организациями крымских татар, Турция поддерживает националистические движения тюркских народов и в других регионах России.

В частности, турецкие власти спонсируют организацию черкесских националистов. Именно спонсируемая Анкарой некоммерческая организация добилась летом 2020 года сноса памятника русским солдатам, погибшим в ходе Кавказской войны 1817-1864 в Адлере.

Также Турция поддерживает контакты с аналогичными движениями в Татарстане и Башкирии. Здесь можно отметить, что ранее  на маршах, посвященных памяти погибших при взятии Казани Иваном ГРОЗНЫМ, неоднократно были замечены турецкие флаги. Эти мероприятия проводятся в столице Татарстана каждый год.

Конечно, в данный момент контакты властей Турции с подобными движениями выглядят безобидными, однако таким образом Анкара с помощью денежных вливаний в «культурные центры» и представителей общин на местах, в общественные мероприятия, проводит политику так называемой «мягкой силы», постепенно усиливая свое влияние уже внутри регионов России.

Учитывая, что идеология пантюркизма подразумевает объединение всех земель, населенных тюркскими народами, впоследствии это может привести к серьезным проблемам с сепаратизмом внутри России.

Дмитрий ВАЛЮЖЕНИЧ, ANNA-NEWS.info.

АЗЕРБАЙДЖАН