Органы управления здравоохранения России недополучают данные о причинах смертности населения, причина — низкий процент вскрытий. Что делать с такой бедой обсуждали 17 марта 2011 года в Общественной палате РФ. «Вне поля зрения руководителей лечебных учреждений остаются дефекты клинической диагностики и связанные с ними недостатки лечебной работы», — заявил президент Российского общества патологоанатомов, директор НИИ морфологии человека РАМН Лев КАКТУРСКИЙ.
По словам КАКТУРСКОГО, работники ритуальных служб нередко пользуются правом родственников умершего на отказ от патологоанатомического вскрытия. В жесткой конкурентной борьбе похоронные агентства стараются в сжатые сроки оформить и провести погребальную церемонию и настаивают на том, чтобы родственники отказались от вскрытия покойного.
Кроме того, руководители медучреждений не заинтересованы в том, «чтобы выносить сор из избы», считает Лев КАКТУРСКИЙ. Они оказывают давление на заведующих патологоанатомическими отделениями, которые находятся в подневольном положении.
В российских стационарах процент вскрытий умерших людей в среднем составляет 60%, причем в 15-10% случаев диагнозы расходятся. «А если взять тех, кто умер не в стационаре, а дома, то там эта цифра просто шокирующая. Там процент расхождения колеблется от 50 до 70%. Это говорит о том, что эти люди не получали адекватного лечения», — подчеркнул эксперт. Примечательно, что подавляющее большинство россиян (80%) умирает дома.
Новый законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» содержит недоработку, которая может полностью заблокировать работу патологоанатомов. Согласно документу, тело, органы и ткани умершего человека могут использоваться в учебной деятельности, только если усопший при жизни дал на это письменное согласие, заверенное нотариально. По словам КАКТУРСКОГО, невозможно представить, чтобы «каждый человек пошел в нотариальную контору и заверил такую бумагу». Эксперт настаивает на необходимости доработать данную главу в законопроекте.
КАКТУРСКОГО поддержал председатель комиссии Общественной палаты РФ по охране здоровья, экологии, развитию физической культуры и спорта Евгений АЧКАСОВ. Он также отметил, что процент вскрытий в России ничтожно мал. При этом роль патологоанатомов в диагностике и лечении заболеваний недооценена. Данная ситуация, по его словам, должна быть исправлена.
Основная работа патологоанатомов не вскрытие умерших людей, а проведение пожизненной морфологической диагностики заболеваний. «Без точного морфологического диагноза опухолей невозможен правильный выбор тактики их лечения. Объем диагностических биопсийных исследований в последние годы возрос многократно, — подчеркнул Лев КАКТУРСКИЙ. — Мы можем занести патологоанатомов в «Красную книгу».
Еще одна проблема, которая вызвала озабоченность у врачей, — вывод патологической анатомии в теоретическую дисциплину. «Скоро не будет, кому лечить, если не продолжать готовить достойные кадры. При этом роль патологоанатомической службы в образовательном процессе, продвижении науки и здравоохранении в целом очень высока», — высказал мнение член Общественной палаты РФ, президент Московского государственного медико-стоматологического университета Николай ЮЩУК. По словам эксперта, если мы будем исключать важнейшие элементы из системы образования врача, наша высшая медицинская школа не поднимется выше.
Рекомендации по итогам заседания ушли на доработку комиссии. Чтобы принять решение по умершим, нужно согласовать противоречивые интересы живых: с точки зрения бизнеса, медицины, прав пациентов, развития науки. Моральная сторона вопроса — тоже не должна остаться в стороне.
Источник: пресс-служба Общественной палаты РФ.