Недавний «раскол» в партии «Правое Дело» говорит о фактическом ее уничтожении и кардинально меняет расстановку сил на политической арене перед выборами в Государственную Думу ФС РФ. Кто из оппозиционных партий усилится в результате развала «правых»? Об этом в интервью PolitRUS рассказал политолог Андрей МИРОНОВ.
— Я не стал бы говорить о том, что партия «Правое Дело» сразу же перестала существовать. Да, произошел «раскол» и теперь будущее партии еще более туманно. Но пока не прошел съезд говорить, что партия окончательно прекратила свое существование — преждевременно. Хотя, конечно, ситуация с уходом из ее рядов Михаила ПРОХОРОВА создала все предпосылки для того, чтобы «правые» отказались от участия в выборах в ГосДуму.
— А почему? Без ПРОХОРОВА это невозможно?
— Если «Правое Дело» окажется в том составе, который был утвержден на съезде в ЦМТ (Центр международной торговли), то отсутствие в партии каких бы то ни было харизматичных фигур, которые бы могли взять на себя электоральную нагрузку и повести за собой массы, лишает ее шансов на победу. Я не исключаю того, что новая объединяющая фигура еще может появиться на съезде, который пройдет во вторник, но шансы малы. Во всяком случае, пока таких имен озвучено не было.
— А кто бы мог стать новым лидером «правых»?
— Если кампанию Михаила ПРОХОРОВА и партии «Правое Дело» считать отдельно взятыми проектами, то партия «правых» имеет право на жизнь и без ПРОХОРОВА. И если место лидера в партии займет кто то из лидеров общественного мнения или просто фигура с федеральной известностью, например, Александр ХЛОПОНИН или Игорь ШУВАЛОВ, или Алексей КУДРИН, которого, кстати, ранее прочили в лидеры «Правого Дела». То есть те персоны, за которыми могут пойти люди, у проекта есть шанс выжить. Вопрос сейчас в том, кому и насколько этот проект нужен и какие будут последствия его реализации.
— Давайте рассмотрим ту политическую картину, которую мы имеем сегодня?
— Сегодня мы имеем уход части сторонников Михаила ПРОХОРОВА в оппозицию к действующей власти. То есть часть людей, к которым относится в первую очередь интеллигенция, уйдут вслед за такими людьми как Алла ПУГАЧЕВА, Евгений РОЙЗМАН, Андрей МАКАРЕВИЧ, Олег БАСИЛАШВИЛИ. Они никогда не поддержат то «Правое Дело», которое осталось после ухода из него ПРОХОРОВА. Соответственно они уведут из него ту часть электората, которому эти люди нравятся, чьи взгляды они разделяют. Это увеличит часть протестного электората по отношению к «Единой России», а значит те голоса, которые должны были уйти к «правым», уйдут к другим оппозиционным партиям: КПРФ, «Справедливой России» и ЛДПР.
— Кому это менее всего выгодно?
— Конечно, «Единой России». Непрофессионализм политтехнологов работавших на Михаила ПРОХОРОВА, привел к тому, что за время кампании, которую вело «Правое Дело», голоса отбирались у «Единой России», а не у оппозиции. После ухода ПРОХОРОВА эти голоса просто будут подарены КПРФ и «Справедливой России».
— Каким образом голоса перейдут к оппозиции?
— Можно рассмотреть ситуацию более конкретно, например, по регионам. Скажем, исключение Евгения РОЙЗМАНА из списков партии. Он пользуется большим авторитетом в Свердловской области. Более того, его фонд «Город без наркотиков» открывает свои филиалы по всей России, а популярность и публичность самого все растет. В результате те люди, которым он нравится, отдадут свои голоса наиболее сильным представителям оппозиции — КПРФ. То есть популярность РОЙЗМАНА даст дополнительные очки коммунистам, в таких регионах как Свердловская область, Волгоградская область и других областях «красного пояса». А та часть людей, которая не согласна с идеологией КПРФ, но после ухода Михаила ПРОХОРОВА ни за что не отдадут свои голоса «правым», уйдут в «Справедливую Россию». И если до съезда «Правого Дела» эсеров можно было рассматривать и как вероятных аутсайдеров выборов, то после случившегося можно смело утверждать — 7% барьер «Справедливая Россия» преодолеет практически наверняка. Дело в том, что возможности электорального поля ограничены количеством участников предвыборной гонки. А так как целая партия из этой гонки выбыла, то люди, которые не видят для себя приемлемой замены, той партии которая бы представляла их интересы, скорее всего, будут голосовать как протестный электорат.
В этом случае позиции «ЕдРа» осложняются. Ведь какая бы хорошая не была власть, большая часть населения по определению голосует против нее. Это означает, что «Единой России» придется серьезно активизировать свою работу. Если опять же рассматривать «единоросов» в привязке к ситуации с Михаилом ПРОХОРОВЫМ, то с точки зрения руководства партии «Единая Россия», да и Администрации Президента России, было бы логично проект «Правое Дело» довести до конца.
— В чем плюс того, что проект «Правое Дело» будет доведен до конца?
— На Михаиле ПРОХОРОВЕ свет клином не сошелся. И идеи Дмитрия МЕДВЕДЕВА о модернизации и либерализации общества, конечно же должны исходить из правого крыла. И если начальники в Кремле и в «Единой России» захотят, то они, конечно же, смогут сделать так, что партия «Правое Дело» вернется в избирательную гонку.
— Так что это даст «Единой России»?
— «Единая Россия» получит серьезного союзника с «правой» стороны. И так как любая избирательная кампания — это критика оппонентов, то «единоросам» в любом случае нужен партнер, который на эту критику будет отвечать. Посудите сами, сейчас «Единая Россия» — это партия власти. И все претензии по росту цен, инфляции, проблемам ЖКХ — все, что может вызывать социальное недовольство, все претензии будут обращены только к «Единой России». Получается, что это будет единственная партия-ответчик, тогда как остальные партии наберут очки только на том, что будут эти вопросы к ней предъявлять.
— Что будет со сторонниками «Правого Дела»?
— Сейчас часть людей, сторонников партии «Правое Дело», после ухода из ее рядов Михаила ПРОХОРОВА просто заколебались. Они не знают, что теперь делать, уходить вслед за ПРОХОРОВА или поддерживать БОГДАНОВА и ДУНАЕВА. Еще со времен существования партии «Демократический выбор России» — эти люди были сторонниками партии. За кого им теперь отдавать свои голоса? Чтобы их не отобрала оппозиция, им нужна вера в то, что сама идея «Правого Дела» не уничтожена, а наоборот — будет только продвигаться, Тогда эти люди пойдут голосовать не за коммунистов и эсеров, просто в отместку «Единой России», а пойдут голосовать за свои интересы и убеждения. Я считаю, что на сегодняшний день все, что произошло с «правыми» «Единой России» оказало «медвежью услугу», а остальным партиям — просто подарило голоса.
Беседовал Борис БАКИР.