ЭКСПЕРТЫ: НА ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРАХ 2012 ГОДА ДОЛЖНЫ ПОЯВИТЬСЯ НОВЫЕ ЛИЦА

ЭКСПЕРТЫ: НА ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРАХ 2012 ГОДА ДОЛЖНЫ ПОЯВИТЬСЯ НОВЫЕ ЛИЦА
118

Совсем скоро нынешний Президент РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ подпишет указ о назначении даты президентских выборов 2012 года. Первые выдвиженцы появились уже сейчас. Так общероссийское общественное движение «Реформы — новый курс» выдвинуло своего кандидата Сергея ЖУРАВСКОГО на пост Президента РФ. Кроме них о своих планах на выдвижение кандидата пока заявила только партия «Единая Россия», которая намерена выдвинуть Владимира ПУТИНА.

Теперь Сергею ЖУРАВСКОМУ предстоит собрать почти 1,5 млн. подписей. В самом движении «Реформы — новый курс» уверяют, что готовы пройти все эти препоны и выйти на финишную прямую — выборы главы государства. Какие шансы есть у альтернативных кандидатов в президенты? И востребованы ли они обществом, как альтернатива действующей власти? Своим мнением с PolitRUS поделились известные российские эксперты.

Алексей ЧАДАЕВ, экс-идеолог партии «Единая Россия»:

— Начать нужно с оценок исторического момента. Главная проблема, перед которой встала страна в 2011 году — проблема безкатастрофного обновления системы. То обновление, которое происходит сейчас, оно оказалось фальшивым, фейковым. А новое может стать опасным и катастрофичным. С другой стороны, сейчас нужно сделать так, чтобы в стране происходило что-то новое, чтобы менялся набор политических задач, да и сам политический язык. А в итоге — чтобы менялась вся система.

Об эту задачу споткнулись все, даже Владимир ПУТИН, который поставил Дмитрия МЕДВЕДЕВА на роль менеджера процесса обновления системы. И то что МЕДВЕДЕВ не пошел на второй срок, а вынужден был уйти в список «Единой России» — это расписка в несостоятельности метода «обновления сверху», предложенного президентом. А итогом ошибок становятся потемкинские деревни Сколково.

Ясно одно — существующими методами этого сделать не получится — они исчерпаны. Гипотеза состоит в том, что обновление государства может начаться с обновления политической системы. А главный признак — появление на карте новой политической силы. Все нынешние партии — рудименты перестройки. А все их лидеры — это лица из 90-х: Геннадий ЗЮГАНОВ, Владимир ЖИРИНОВСКИЙ, Григорий ЯВЛИНСКИЙ. После распада Союза появились новые фигуры и с тех пор все кто выходил на новенького просто не зацеплялись в системе: Никита БЕЛЫХ, Михаил БОРЩЕВСКИЙ, Сергей МИТРОХИН, Андрей БОГДАНОВ и другие. И эту проблему окостенения и омертвения политического пространства надо как то решать. Эта предвыборная кампания была наиболее ярким сигналом. Так появление Михаила ПРОХОРОВА, как нового сильного игрока, вызвало новый интерес к выбором. Ощущение того, что что-то меняется. Но музыка была недолгой. Теперь нужен очередной новичок.

Другой вопрос — кто этот игрок? Он не должен быть маргинальным карнавальным статистом. И следующий тезис для нового политика: он должен аккумулировать значительную часть активности, которая сейчас просто не схватывается существующим контуром политсистемы. Несмотря на то, что МЕДВЕДЕВ заявил, что эти контуры сложились, на самом деле это не так. Мы видели Алексея НАВАЛЬНОГО с его антикоррупционной кампанией, которая в политическом измерении вылилась в лозунг: «голосуй за любую другую партию». В политическом поле он оказался беспомощен.

Мы понимаем, что другие — это те же самые. Только труба пониже, дым пожиже. Просто чтобы не «Единой России» голос отдавать — рассовать голоса предлагается по резервным корзинкам Кремля. В итоге это сработало лишь на легитимацию самих выборов 4 декабря. Мол, смотрите, у нас столько партий, такая демократия. И каков бы ни был результат, власти объявят выборы очень свободными. Это очевидно.

А на самом деле мы видим, что есть набор общественных групп, имеющих собственную повестку: экологическую тему, антикоррупционную тему, национальную тему, правозащитную тему. Которые оказались не схвачены ни одной из существующих партий. А значит единственный выход — появление новой политической силы.

Режим сейчас предлагает старую повестку. Это борьба за непрерывное повышение благосостояния трудящихся за счет роста социалки, а той в свою очередь — за счет роста экономики. Вот единственная составляющая режима: растить экономику, а за счет нее растить уровень жизни людей. Это «проканало» в 1999, 2003, 2007, но это слабо «канает» сейчас, когда у целого слоя населения пропала последняя надежда и его не интересует, что государство подкинет им лишние три рубля на жизнь.

У них стоят другие вопросы: например, всевластие и произвол чиновников. Поэтому тезис о Большом Правительстве они воспринимают как очередное разрастание бюрократии. У них стоит задача борьбы за гражданские права и свободы, они за выборы губернаторов, за свободу митингов, за свободу прессы, за либерализацию партийного законодательства. Есть и экологическая тема, вроде Евгении ЧИРИКОВОЙ или же национальная тема — борьбы за русское большинство. Особенно в тех регионах, где это наиболее острая тема.

Понятно, что провал «Единой России» в Ставрополье — это просто бездарная политика центра по приписыванию округа к СКФО, а не к ЮФО. Это вызывает у людей соответствующие эмоции. А существующие системные партии тут сказать ничего не могут. Новый же игрок мог бы аккумулировать эту повестку.

А сегодняшняя технология коммуникации поможет сделать так, чтобы эту повестку общество формировало само. Не навязывать людям что-то, а просто взять и использовать все лучшее, что наработано обществом за прошедшие четыре года. В этом и должен состоять метод нового партстроительства — вовлечение пассионарных групп в некий альянс. И в итоге сделать так, чтобы те, кто сейчас мается из-за необходимости голосовать за кого-то «другого», мог найти ту силу, которая соответствует его взглядам.

Андрей МИРОНОВ, политолог, эксперт по региональной политике:

— Последние выборы показали уязвимость той политической системы, которая сейчас сложилась в стране. Избиратели не получили от предвыборной кампании тех посылов, на которое было настроено общество. То есть они не получили ничего нового взамен старого. Однако попытки были. И ярким примером обновления ситуации стало введение в выборный процесс персоны Михаила ПРОХОРОВА. В итоге общество отреагировало не на него, а просто на факт наличия чего-то нового. Как только Михаила ПРОХОРОВА убрали из предвыборного процесса, кампания стала угасать. В итоге кампанию 2011 года можно считать кампанией упущенных возможностей. Как для «Единой России», так и для оппозиционных партий.

Интерес к политикам у электората снижается по мере приближения дня выборов. А ведь выборы Президента РФ в марте 2012 года не должны проходить скучно и неинтересно. Значит, нужны новые игроки. И пусть эти игроки не будут иметь возможности победить, но они будут представителями тех интересов избирательных групп, которые не учитываются нынешними партиями.

Как пример можно привести сегодняшнюю кампанию в ГосДуму. Что мы имеем? Люди, которые никогда не голосовали за КПРФ, вынуждены голосовать за коммунистов — или вообще за кого угодно, чтобы только забрать свой голос у «Единой России». Это неправильно, потому что у человека отнимается его избирательное право. Если он убежден в одном, а вынужден голосовать по-другому — это создает опасный перекос системы.

Появление новых персон может существенно оживить весь избирательный процесс и усилить интерес электоральных групп к выборам. Причем новые фигуры должны появиться не «сверху», а «снизу». Они должны быть выдвинуты общественными организациями, инициативными группами.

Людям не надо подсовывать очередного Андрея БОГДАНОВА, о котором изначально всем известно, что он просто технический кандидат от Кремля. Администрация Президента РФ это прекрасно понимает. И я уверен, что новые фигуры к марту 2012 года появятся. И именно как выдвиженцы «снизу» — из общественных организаций. Иначе мы рискуем попасть на имитацию предвыборной кампании, которая опять станет кампанией упущенных возможностей. Если это произойдет, то избирательная система перестанет существовать и люди просто станут высказывать свое мнение, выйдя на улицы.

Илья ГРАЩЕНКОВ, политолог, публицист:

— Несмотря на то, что Владимир ПУТИН избирается практически на 12 лет — прежняя полнота власти для него уже невозможна. Для этого он должен был идти на третий срок уже в 2008 году. Сейчас ПУТИН вынужден отстраивать собственную систему, через которую он пытается совместить модель европейского политика и азиатского диктатора. Но в одиночку он сделать этого не сможет. ПУТИНУ нужны люди, причем именно новые люди.

Политическая система в России в настоящее время — это некий симулякр, в котором каждый видит что-то свое и при этом всегда и прав и одновременно ошибается. В 90-е Россия скопировала форму западных демократий, которая в свою очередь являлась выражением исторического содержания, исторического пути западных обществ. Но, скопировав форму, мы наполнили ее совершенно иным содержанием, причем не каким-то одним, но множественным, эклектичным, коренящимся в любом случае уже в нашей истории, в нашем обществе и в нашем опыте. Надеюсь, что на этих выборах будет сделан первый шаг — появятся новые кандидаты.

Беседовал Борис БАКИР, специально для PolitRUS.

АКТУАЛЬНО