АЛЕКСАНДР ВЕРШБОУ: «ПАРТНЕРСТВО РОССИИ И НАТО МЕНЯЕТ К ЛУЧШЕМУ АРХИТЕКТУРУ ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

АЛЕКСАНДР ВЕРШБОУ: «ПАРТНЕРСТВО РОССИИ И НАТО МЕНЯЕТ К ЛУЧШЕМУ АРХИТЕКТУРУ ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
85

Партнерство между НАТО и Россией — серьезное и важное дело. После довольно сложного периода нам удалось добиться новой динамики в отношениях. На встрече в верхах в Лиссабоне в 2010 году государства-члены Совета Россия-НАТО договорились повысить уровень наших устремлений: теперь мы стремимся к тому, чтобы наши отношения стали настоящим стратегическим партнерством.

Политический диалог и дискуссия между НАТО и Россией продолжаются в хорошем темпе. У нас была хорошая встреча с министром иностранных дел Сергеем ЛАВРОВЫМ в декабре, и через два дня министры иностранных дел Совета НАТО-Россия встретятся снова в Брюсселе перед встречей на высшем уровне — собрания, которое даст весьма осязаемые результаты.

Наши контакты с лидерами России происходят очень часто: Генеральный секретарь НАТО недавно говорил с избранным президентом Владимиром ПУТИНЫМ и также пригласил Россию впервые участвовать во встрече участников миссии в Афганистане, которая состоится в Чикаго. Президент ПУТИН и Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог РАСМУССЕН также встретятся вскоре после инаугурации ПУТИНА.

Я сам через две недели также поеду в Москву на важную конференцию по противоракетной обороне. Я думаю, что такие тесные личные контакты между лидерами стран Совета НАТО-Россия являются очень важными для общего понимания озабоченностей и помогают нам продвигаться к нашим общим целям.

Наш регулярный политический диалог на уровне послов усилен частыми встречами военных представителей, в частности, начальников генеральных штабов, которые встретятся в Брюсселе в следующем месяце. В работе Совета НАТО-Россия принимают участие несколько подкомитетов, рабочих групп и групп экспертов из всех столиц.

Список тем нашей дискуссии, а также уже осуществленных действий очень впечатляет. В прошлом году мы стали свидетелями беспрецедентных совместных учений по спасению на море, а также учений с участием истребителей, тренировавшихся в гипотетической ситуации с самолетом-нарушителем в воздушном пространстве между странами НАТО и Россией.

Только в прошлом месяце состоялись два важных так называемых «настольных» учения в рамках Совета НАТО-Россия. Одно было направлено против терроризма, другое произошло на театре противоракетной обороны. Наши ученые продолжают совместную работу над новаторской технологией, позволяющей дистанционно обнаруживать взрывные устройства. Это называется проектом STANDEX.

НАТО и Россия все больше и больше помогают друг другу в том, что является нашей общей целью по стабилизации Афганистана. Программа Совета НАТО-Россия по подготовке экспертов в сфере борьбы с наркотиками в Афганистане и соседних странах набирает темп. Кроме того, афганские команды наземных служб проходят в России трехмесячные курсы по обслуживанию вертолетов в рамках специального Фонда.

Современная организация транзита через Россию является настолько выгодной для всех нас, что новая, более широкая договоренность по нелетальным грузам в Афганистан и обратно стала предметом новых переговоров. Тем не менее, я несколько удивлен тем, как эта операция, которая основана на предложении России и принесет ей осязаемые экономические выгоды в дополнение к укреплению стабильности в Афганистане, постоянно искажается в интерпретациях СМИ.

Это является напоминанием о нескольких ключевых вопросах, по которым наши взгляды не совпадают. Я полагаю, что это нормально для любых отношений. Тем не менее, наши реальные политические расхождения по таким вопросам как противоракетная оборона, обычные вооружения в Европе или Грузия осложняются недавней риторикой и сопровождающим ее недоверием.

Острая риторика, раздававшаяся из России в течение последних месяцев, к сожалению, представила НАТО в негативном свете, что в конечном итоге не помогло российским лидерам в достижении их целей в отношении Североатлантического союза, будь то противоракетная оборона или Ливия.

Отчасти причиной этому может быть давнишнее чувство недоверия к намерениям друг друга. Это придает негативную окраску российским взглядам на операции Североатлантического союза (например, в Ливии) или на нашу политику «открытых дверей» и таким же образом сказывается на том, как страны НАТО анализируют российскую модернизацию в военной сфере и недавние развертывания или заявления об инициативах в области региональной интеграции. В результате этого возникает порочный круг, который по большому счету вредит всем.

И все-таки я с оптимизмом смотрю на перспективы Совета Россия-НАТО. При наличии нужного количества политической доброй воли, хорошего образования и энтузиазма, а у молодого поколения их предостаточно, мы можем с помощью партнерства России и НАТО изменить к лучшему архитектуру евроатлантической безопасности.

Александр ВЕРШБОУ, заместитель Генерального секретаря НАТО.

АФГАНИСТАН