ТЕГЕРАН-2013

ТЕГЕРАН-2013
85

На очередных выборах президента Исламской Республики Иран (ИРИ), которые пройдут в 2013 году, кандидатом от группы нынешнего президента Махмуда АХМАДИНЕЖАДА, скорее всего, станет 51-летний Исфандияр РАХИМ МАШАИ. Махмуд АХМАДИНЕЖАД, дважды занимавший президентский пост, в соответствии с законодательством Исламской Республики больше не имеет права баллотироваться в президенты Ирана.

В настоящее время Исфандияр РАХИМ МАШАИ занимает пост руководителя администрации президента Ирана и считается одним из самых близких соратников Махмуда АХМАДИНЕЖАДА.

Основными соперниками РАХИМА МАШАИ, в первую очередь, станут лидеры политических коалиций, успешно выступивших на выборах в Меджлис (парламент) ИРИ 2 марта 2012 года — «Объединенный фронт консерваторов» (ОФК) и «Голос нации» (ГН). Лидерами ОФК являются спикер Меджлиса Али ЛАРИДЖАНИ и мэр Тегерана Мохаммад БАХЕР КАЛИБАФ, лидерами ГН — депутаты парламента Али МОТАХАРИ и Хамид РЕЗА КАТУЗИЯН, которые считаются непримиримыми критиками политики Махмуда АХМАДИНЕЖАДА и представляют в Меджлисе интересы верховного лидера иранской революции аятоллы Али ХАМЕНЕИ.

Очевидно, что политические перспективы Али ЛАРИДЖАНИ напрямую зависят от того, удастся ли ему сохранить лидирующие позиции в Меджлисе. Если нет, или же если ЛАРИДЖАНИ предпочтет не баллотироваться в президенты ИРИ, оставив за собой парламентскую площадку, то главным кандидатом в президенты от консервативной оппозиции, обладающим серьезными шансами на успех на президентских выборах 2013 года, скорее всего, станет мэр Тегерана Мохаммад БАХЕР КАЛИБАФ.

Таким образом, по состоянию на текущий период, можно говорить, что основное соперничество на президентских выборах 2013 года будет происходить между выдвиженцем Махмуда АХМАДИНЕЖАДА Рахимом МАШАИ и мэром Тегерана Мохаммадом БАХЕР КАЛИБАФОМ. И, пожалуй, в этом противостоянии наибольшие шансы на победу есть у мэра иранской столицы.

Изменить, однако, такой сценарий ведения президентской кампании может углубление раскола в команде действующего иранского президента. Как показали мартовские (2012 года) выборы в Меджлис ИРИ, помимо противостояния между Махмудом АХМАДИНЕЖАДОМ и верховным лидером иранской революции аятоллой Али ХАМЕНЕИ, набирают силу противоречия внутри команды иранского президента. Символом таких противоречий стал консервативный альянс «Фронт продолжения исламской революции» (ФПИР). Активисты Фронта публично защищают Махмуда АХМАДИНЕЖАДА, но при этом подвергают яростной критике его близкого соратника Исфандиара РАХИМА МАШАИ.

Следует отметить, что ФПИР пользуется поддержкой аятоллы Али ХАМЕНЕИ, а активисты Фронта осуждают «мягкотелую» политику лидеров «Объединенного фронта консерваторов» ЛАРИДЖАНИ и КАЛИБАФА.

По нашим оценкам, следует ожидать появления проектов создания внепарламентской коалиции между лидерами Фронта, опирающихся на поддержку аятоллы ХАМЕНЕИ, и той частью команды АХМАДИНЕЖАДА, которая не приемлет фигуру Рахима МАШАИ и готова будет поддержать некоего единого кандидата от такой коалиции в борьбе с Мохаммадом БАХЕРОМ КАЛИБАФОМ.

В этом случае сценарий президентских выборов 2013 года усложнится — в нем примут участие Рахим МАШАИ, Мохаммад КАЛИБАФ и коалиционный кандидат от ФПИР, а основная борьба, скорее всего, развернется между кандидатом от ФПИР и КАЛИБАФОМ.

Таким образом, успех Рахима МАШАИ на президентских выборах напрямую зависит от политического успеха ФПИР в Меджлисе и от прочности команды Махмуда АХМАДИНЕЖАДА.

Очевидно, в преддверии подготовки к президентским выборам 2013 года иранский парламент еще в начале марта 2012 года выразил намерение отстранить Махмуда АХМАДИНЕЖАДА от руководства национальной нефтяной компанией. Согласно законам, действующим в стране, именно президент ИРИ возглавляет национальную нефтяную компанию. Однако, обсуждавшие этот вопрос депутаты Меджлиса заявили, что в силу занятости президента АХМАДИНЕЖАДА, руководство нефтяной компанией нужно передать министру нефтяной промышленности ИРИ.

Очевидно, что этот демарш парламентариев следует рассматривать, как попытку ослабить позиции группы Махмуда АХМАДИНЕЖАДА перед президентскими выборами, лишив ее возможности использовать в своих интересах доходы от реализации нефтепродуктов.

В обозримой перспективе следует ожидать нового обострения в отношениях АХМАДИНЕЖАДА и депутатов — сторонников аятоллы ХАМЕНЕИ. Напомним, что незадолго до выборов в Меджлис весной 2012 года депутаты смогли впервые за многие годы принять решение о приглашении на допрос в парламент иранского президента.

Одновременно аятолла Али ХАМЕНЕИ, а также мэр Тегерана Мохаммад КАЛИБАФ предпримут попытки ослабить позиции АХМАДИНЕЖАДА среди руководителей союзных Ирану государств (прежде всего, речь идет о России и Китае).

Еще в середине февраля 2012 года стало известно о попытках неких иранских эмиссаров выйти на прямой контакт с высшим российским руководством при посредничестве главы Чеченской Республики Рамзана КАДЫРОВА, считающегося «человеком ближнего круга» Владимира ПУТИНА. Очевидно, что эти эмиссары Тегерана не могут представлять Махмуда АХМАДИНЕЖАДА, с которым у ПУТИНА нет проблем в поддержании прямых контактов. Скорее всего, речь идет либо о группе аятоллы ХАМЕНЕИ, либо о посредниках от Мохаммада КАЛИБАФА.

К счастью для Махмуда АХМАДИНЕЖАДА, оппонирующий ему иранский консервативный лагерь сегодня не может похвастаться единством. Так, в одном только Тегеране для участия в выборах в Меджлис 2 марта 2012 года консерваторы создали пять блоков: «Единый фронт консерваторов» во главе с аятоллой Мохаммадом РЕЗА МАХДАВИ КАНИ, «Фронт стабильности исламской революции», возглавляемый аятоллой Мохаммадом TАГИ МЕСБАХОМ ЯЗДИ, «Фронт сопротивления», лидером которого является Мохсен РЕЗАИ, «Голос нации» во главе с депутатом Али МОТАХАРИ и блок «Понятие и пробуждение» под руководством Шахабеддина САДРИ.

Раздробленность иранских консерваторов создает дополнительные возможности для широких политических маневров у их конкурентов. Впрочем, остается открытым вопрос – смогут ли этими возможностями воспользоваться сторонники уходящего иранского президента.

Андрей СЕРЕНКО, специально для PolitRUS.com.

 

ВЫБОРЫ