ИЛЬЯ ВОЛОДЬКО: «СЛЕДУЕТ ОБЪЯВИТЬ АМНИСТИЮ НА УЖЕ ЗАВЕРШЕННЫЙ САМОСТРОЙ»

ИЛЬЯ ВОЛОДЬКО: «СЛЕДУЕТ ОБЪЯВИТЬ АМНИСТИЮ НА УЖЕ ЗАВЕРШЕННЫЙ САМОСТРОЙ»

Борьба с самостроями в Краснодаре проходит в лучших традициях российской школы государственного управления. Долгое время закрывая глаза на незаконные стройки, муниципальная власть сама спровоцировала бурный рост самовольного жилищного строительства. Когда проблема нерегулируемой застройки стала очевидной и угрожающей развитию города, эти же «глаза», напротив, открылись очень широко и, похоже, сами были поражены увиденным. Не задумываясь о последствиях, чиновники выбрали наиболее радикальные, а часто и незаконные, методы борьбы с нелегальными застройщиками.

Не все понимают, что такое «самострой». Чаще всего это выглядит так. Согласно градостроительным документам, весь город поделен на зоны. В одних зонах, например, разрешено строительство индивидуальных жилых домов, но нельзя строить многоквартирные. В других зонах разрешено строительство промышленных объектов, но запрещено возводить торговые центры.

Так называемые нелегальные частные застройщики чаще всего приобретали земельный участок в зонах, предназначенных для строительства индивидуальных жилых домов, но строили на нем многоквартирный дом. Выгода очевидна: такие участки стоят дешевле, чем земля в зонах, предназначенных для массового многоэтажного строительства.

Поскольку сама стройка нелегальная, то не требуется никаких разрешений, согласований, не нужно оформлять договоры о долевом участии и платить все обычные для таких случаев налоги. Другими словами, можно построить быстро, недорого и без привлечения кредитов, то есть на средства клиентов.

После окончания стройки предприниматель отправляется в суд. Если построенный жилой многоквартирный дом не угрожает жизни и здоровью граждан, если соблюдены права владельцев соседних участков (то есть существуют положенные отступы от границ), то суд имеет полное право признать право собственности на такой объект и разрешить ввод в эксплуатацию.

Такой схемой долгое время пользовалась огромная армия индивидуальных предпринимателей и небольших строительных компаний. Нельзя сказать, что делали они это сами по себе. Следить за соблюдением правил городской застройки — прямая обязанность муниципалитета. Для этих целей даже создано отдельное управление муниципального контроля.

Сложно догадаться, почему долгие годы сотни объектов незаконного строительства ускользали от внимания чиновников, но речь о взятках, конечно, здесь не идет. Наши чиновники честные, а виной всему, скорее, слишком тонированные стекла служебных автомобилей, через которые не то, что нелегальные стройки, но и мусора на обочинах не видно.

Понятно, что продолжаться вечно это не могло. Масштабы незаконного строительства превысили все мыслимые пределы. Если весь строительный комплекс города в 2011 году возводил около 0,9 млн кв. метров жилья эконом-класса, то частными застройщиками в это же время строилось еще не менее 0,7 млн кв. метров. Не замечать масштабные проекты многоэтажного строительства в частном секторе уже было нельзя.

Кроме того, существующее положение вещей не устраивало крупных игроков строительного рынка (а именно они, в основном, и платят налоги). Половина клиентов вполне осознанно выбирала квартиры в нелегальных домах, просто потому, что это дешевле.

Назревший конфликт нужно было разрешать, но парламентские, а затем и президентские выборы помешали процессу. Лишний шум в преддверии выборов никому не нужен, да и задачи в тот период у чиновников были более судьбоносные.

Совпадение это или нет, но первый фронт борьбы с самостроями был открыт как раз после подведения итогов выборов Президента России. Серьезность намерений мэрии города была оценена не сразу. Дело в том, что в последние годы эта тема так часто звучала с высоких трибун и так часто ничем не заканчивалась, что ситуация напоминает известную притчу про мальчика-пастуха и волка.

Но в этот раз все было не так. Позиция властей оказалась более чем радикальной: строить незаконно больше нельзя, а все что сейчас строится — под снос. И ладно, если речь идет о совсем новых стройках, но должны быть ликвидированы и уже полностью возведенные жилые дома, которые просто еще не успели стать законными и формально не введены в эксплуатацию. В таких домах, как правило, квартиры раскуплены. Владельцам, которые еще недавно радовались собственному жилью, остается только смотреть, как бульдозер равняет с землей несбывшиеся надежды.

При этом следует еще раз обратить внимание на то, о чем уже говорилось: согласно действующему законодательству, суд может узаконить существующий жилой дом, если он не угрожает жизни и здоровью граждан, даже если он построен без необходимого разрешения.

Однако, судебные органы, все как один, стали отказывать в этом. Суды, четко встроенные в исполнительную вертикаль власти, забыли о правоприменительной практике. Фактически, власть ведет борьбу с незаконным строительством с использованием таких же не вполне законных методов. Таков российский подход к наведению порядка.

Выход из этой истории довольно простой. Нужно объявить амнистию на все самострои, которые находятся в финальной стадии готовности.

Не надо ждать, пока сотни людей, купивших квартиры, выйдут на улицы, чтобы защитить от полного разрушения свое имущество. Не нужно разорять сотни индивидуальных предпринимателей и небольшие строительные компании, которые работают в этом бизнесе. Ведь это несколько десятков тысяч жителей города.

Достаточно дать понять, что с сегодняшнего дня новых объектов незаконного строительства быть не должно, и все попытки строить без разрешений будут жестко пресекаться. Любая вменяемая власть должна понимать, что она не имеет права потерять целую отрасль, ее нужно развивать.

Задача чиновников — быстро и безболезненно вывести предпринимателей из «тени» и дать им возможность работать легально. Для этого нужно пересмотреть правила землепользования и застройки, действующие в городе, и существующее зонирование. Это необходимо, чтобы увеличить число территорий, где возможно легальное малоэтажное и многоэтажное строительство. Также надо облегчить доступ к таким земельным участкам.

Дополнительно к этому можно использовать другие подходы. Например, выполнить под патронажем мэрии города проект по комплексному развитию территории для жилищного строительства с участием только малых компаний и индивидуальных предпринимателей. Они не имеют возможности самостоятельно реализовывать и управлять крупным девелоперским проектом, но могут успешно заниматься отдельными его частями.

Конечно, мэрия города должна будет на льготных условиях выделить земельный участок и оказать содействие в обеспечении инженерной инфраструктурой.

Если такое взаимодействие бизнеса и власти окажется удачным, то будет достигнута заветная цель — жители города смогут приобрести жилье в полностью законных объектах по тем же привлекательным ценам, которые сегодня предлагают частные застройщики.

Илья ВОЛОДЬКО, генеральный директор консалтинговой компании MACON Realty Group.

 

АКТУАЛЬНО