КОНФЛИКТ В КАРАБАХЕ: НАЧАЛО КОНЦА

КОНФЛИКТ В КАРАБАХЕ: НАЧАЛО КОНЦА
149

Когда речь заходит о конфликте, будь то территориальном или межнациональном, практически всегда вспоминают о крепко завязанном узле. Для пущего красноречия даже используют такой термин как Гордиев узел. Мол, только мечом разрубить можно. И практически во всех случаях затягивание узла воспринимается как углубление проблемы, конфликта и т.д. Но на постсоветском пространстве есть исключения — нагорно-карабахский конфликт. Это проблема настолько переплетена различными противоречиями, что порой о ее решении мирным путем говорить сложно, пусть даже теоретически.

Интересно то, что если затягивание узла считается усугублением той или иной ситуации, в карабахском вопросе дела обстоят иначе. Тут затягивание решения проблемы наоборот даже иногда приветствуется, ассоциируется с длительными переговорами, где бальзамом является выражение «лучше худой мир, нежели война». Порой с этим трудно не согласиться, учитывая степень взрывоопасности ситуации в таком регионе как Южный Кавказ.

19 лет назад, в 1994 году в столице Киризии — Бишкеке между Азербайджаном и Арменией был подписан документ о прекращении огня. Парадокс в том, что контроль за выполнением этого соглашения никто не осуществляет. То есть на линии фронта нет миротворческих миссий или голубых касок. Правда перестрелка здесь бывает почти каждый Божий день. Но не более. Дело в том, что перспектива возобновления боевых действий не устраивает ни стороны конфликта, ни соседние страны, ни уж тем более США и Европу, имеющих свой интерес в регионе.

Азербайджан имея полное право на освобождение своих территорий, терпеливо ждет результата переговоров в рамках Минской группы ОБСЕ. Баку все еще надеется, что международное сообщество окажет давление на Армению, в результате чего она сменит свою позицию . Но на деле ситуация совсем иная. — На протяжении почти 20 лет представители России, США и Франции повторяют вызубренные декларации об опасности эскалации конфликта, тем самым вызывая антипатию у простых граждан Азербайджана.

Создается такое впечатление, что нынешний статус-кво всем на руку. Армении война совсем ни к чему, она уже на протяжении 20 лет держит под своим контролем оккупированные территории, пытаясь выторговать для карабахских армян максимальную независимость.

Россия и США тоже не спешат с решением конфликта, повторяя одну и ту же фразу «альтернативы переговорам в рамках Минской группы ОБСЕ нет». Впрочем это и понятно, конфликт ведь не на их территории. Да к тому же карабахский конфликт всегда можно использовать как рычаг давления на конфликтующие стороны. Поэтому вряд ли супердержавы заинтересованы в окончательном урегулировании данной проблемы.

Учитывая довольно сложные геополитические сплетения, окутывающие Южный Кавказ, для урегулирования таких сложных конфликтов как нагорно-карабахский, обязательны определенные предпосылки, формации. Без серьезных геополитических сдвигов на карте Южного Кавказа не обойтись.

Что же должно произойти чтобы реально сдвинуть этот конфликт с мертвой точки? Одним из вариантов при котором возможно решение карабахского конфликта является смена геополитического курса Армении. Если армянское общество решит обратить свой взор на Запад, например как Грузия, ситуация может кардинально изменится.

В первую очередь, изменится позиция Москвы. Последние президентские выборы в Армении показали, что в этой стране пророссийские позиции уже не так сильны как раньше. Отдавшие свои голоса за Раффи ОВАННИСЯНА фактически продемонстрировали свое отношение к внешнеполитическому курсу страны. Если в стране, являющейся сателлитом России, пропагандирующий западные ценности политик набирает почти 40% голосов избирателей, это уже сигнал. Сигнал довольно четкий.

Если все-таки в Армении произойдет смена власти (смена внешнеполитического курса), ответный шаг Кремля себя долго ждать не заставит. Впрочем, венгерских событий 1956 года, или Чехословакию 1968 года ожидать не стоит. Россия не настолько глупа, чтобы таким способом наказывать своего сателлита. Проще дать зеленый свет Азербайджану — для начала военных действий.

Без России армянская армия вряд ли сможет оказать серьезное сопротивление, если учесть что проливать кровь молодым армянским солдатам придется за исконно азербайджанские территории. Умирать за чужие Агдам, Кельбаджар и Зангилан им не захочется. В результате армянская армия станет перед угрозой полнейшей деморализации, а это в свою очередь даст Азербайджану возможность с минимальными потерями решить поставленные задачи.

Другим не менее реальным вариантом, при котором возможно решение нагорно-карабахского конфликта, является вхождение и Азербайджана и Армении в единое политико-экономическое пространство, автором которого будет являться Россия. Этот формат в корне будет отличаться от СНГ. Это должно быть нечто наподобие Евросоюза.

Если России удастся создать такое, в этом случае перспектива урегулирования конфликта теперь уже мирным путем усилится. Ведь в такой ситуации Москва вынуждена будет убрать с карты все конфликтные зоны, а иначе нормальное функционирование гиганта наподобие Евросоюза просто будет невозможным. В этом случае все вернется на свои места, а термин «автономия» вновь войдет в моду.

Правда, это трудно будет сказать об Абхазии и Южной Осетии. С ними Москва зашла слишком далеко. Единственное, что сможет сделать Россия без нанесения вреда своему имиджу, так это предложить Тбилиси федеративное обустройство. С грузинским руководством переговоры будут довольно сложными. Чего не скажешь о Сухуме и Цхинвале — убедить руководство этих республик войти в новую Федерацию России не составит особого труда. Но это уже другая история.

Ильхам СУЛТАНОВ, специально для PolitRUS.com.

 

АЗЕРБАЙДЖАН