После завершения военной операции коалиционных сил против правящего режима Ирана базы НАТО будут сохранены в Азербайджане под предлогом контроля стабильности в регионе, заявил в эксклюзивном интервью Vesti.Az руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS.com, политолог Виталий АРЬКОВ.
— Как Вы оцениваете минувший 2012 год в плане развития российско-азербайджанских отношений? Согласны ли Вы с мнением ряда политологов и экспертов о том, что уход России из Габалинской РЛС серьезно омрачил двусторонние отношения, в которых повеяло холодком?
— Действительно, некоторое охлаждение между Москвой и Баку имеет место быть. Но Габалинскую РЛС я бы счел следствием, а не причиной охлаждения. Причины, на мой взгляд, в активной поддержке Москвой Еревана в вопросе принадлежности Нагорного Карабаха и все более прозападной/проамериканской внешней политике президента Азербайджана Ильхама АЛИЕВА. Известно, что США отводят Азербайджану роль потенциально возможного противовеса Ирану и Турции в регионе.
Здесь важно также понимать, что осенью 2013 года АЛИЕВА ждут очередные выборы президента. Позиции его крепки. Однако совершенно нелишне в глазах избирателей, прежде всего бакинской элиты, выглядеть еще более сильным и независимым главой государства. Чтобы никто не посмел упрекнуть его в слабине в отношениях с Москвой и лично с Владимиром ПУТИНЫМ.
— Как, на Ваш взгляд, в свете некоторого охлаждения российско-азербайджанских отношений поведет себя Россия в случае возобновления конфликта между Азербайджаном и Арменией вокруг Карабаха? Следует ли ожидать грузинского варианта, когда Москва открыто выступит в поддержку одной из сторон конфликта? И следует ли вообще ожидать расконсервации конфликта в свете предстоящих в 2013 году и в Армении, и в Азербайджане президентских выборов?
— Начнем с того, что военный конфликт за Нагорный Карабах может начаться только по инициативе Баку. Ереван вполне устраивает то, что он контролирует эти земли, хоть и в таком неопределенном статусе. Да и в Ереване здраво понимают, что в случае военного конфликта они проиграют Баку — армия Азербайджана за последние годы значительно «возмужала», а расходы госбюджета на нее сравнимы едва ли не со всем бюджетом Армении. Однако активная милитаризация Азербайджана происходит не только и даже не столько для возможной войны с Арменией — у этого есть совершенно другие цели. О них я упомянул выше.
Несмотря на то, что бряцание оружием — хороший pr-ход в предвыборный период, тем не менее, Азербайджан вряд ли начнет боевые действия, так как в репутационном плане потеряет очень много. Из статуса невинной жертвы армянских оккупантов, получающей от этого значительные преференции на Западе и вообще в мировом сообществе, он сам перейдет в разряд агрессоров со всеми вытекающими для себя негативными последствиями. Вплоть до эмбарго. Для страны, экономика которой живет, в основном, за счет экспорта энергоресурсов — подобное смерти подобно. Поэтому расконсервации Карабахского конфликта в 2013 году я не ожидаю.
— Что будет с регионом Южного Кавказа, и конкретно с Азербайджаном, в случае начала военной кампании против Ирана? И решатся ли вообще Израиль и США на полномасштабное вторжение в Иран?
— В случае начала военной операции против Ирана, а ее вероятность будет очень высока, если в результате президентских выборов в этой стране не победит проамериканский кандидат, Азербайджан, вероятнее всего, станет одним из плацдармов для войск НАТО — так называемой антииранской коалиции. После завершения операции военные базы НАТО (читай: США) на территории Азербайджана будут сохранены под предлогом контроля стабильности в регионе.
— Если на территории Азербайджана появятся американские военные базы, то, что в таком случае следует ожидать от России, которая традиционно считает Кавказ зоной своего влияния? Возможно ли, что Россия, в качестве давления на Баку, станет продвигать вопрос признания независимости Нагорного Карабаха?
— Лично я бы не стал исключать подобного развития событий…
— Но в таком случае азербайджано-российские отношения в конец сойдут на нет и восстановить их уже вряд ли будет возможно…
— Поживем-увидим. Но я все же надеюсь, что у США хватит ума не влезать с военной авантюрой еще и в Иран. Ибо первым в таком случае пострадает именно Израиль — давний и надежный партнер Соединенных Штатов на Кавказе и Ближнем Востоке.
Беседовал Бахрам БАТЫЕВ, Vesti.az.