Известие о том, что Следственный комитет России объявил в розыск Гиви ТАРГАМАДЗЕ мало кого удивило. Более того, после выхода на экраны фильма «Анатомия протеста» удивляло как раз таки то, что против лица, который по версии Следственного комитета России, является едва ли не главным организатором массовых беспорядков в столице страны, не проводится никаких следственных действий.
Правда, представитель Следственного комитета Владимир МАРКИН объяснил это тем обстоятельством, что, так как не было понятно, наделен ли гражданин ТАРГАМАДЗЕ каким-либо иммунитетом, уголовное дело не возбуждалось. Но вот, наконец, органы следствия, по утверждению господина МАРКИНА, которому не верить нет никаких оснований, получили подтверждение из министерства иностранных дел России о том, что Гиви ТАРГАМАДЗЕ не обладает никаким иммунитетом, против него было возбуждено уголовное дело.
Начнем с того, что согласно статье 13 пункт 4 Конституции Грузии — не допускается выдача гражданина Грузии другому государству, кроме случаев, предусмотренных международными договорами. Решение о выдаче гражданина может быть обжаловано в суде.
Между Россией и Грузией существует договор о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 15 сентября 1995 года, согласно 62 статье которого четко прописано — выдача не имеет места, если лицо, в отношении которого направлена просьба о выдаче, является гражданином запрашиваемой Договаривающейся Стороны или лицом, которому в этом государстве предоставлено право убежища.
И наконец, про иммунитет — Гиви ТАРГАМАДЗЕ является депутатом парламента Грузии и согласно 52 статье Конституции Грузии задержание или арест, обыск жилища, машины, рабочего места, а также личный обыск члена парламента допускаются лишь с согласия парламента. Значит ли это, что против ТАРГАМАДЗЕ нельзя проводить никаких следственных действий? Совсем нет.
Согласно части 1 статьи 5 Уголовного Кодекса Грузии граждане Грузии, а также постоянно проживающие в Грузии лица без гражданства, совершившие за границей предусмотренные настоящим Кодексом деяния, признаваемые преступными законодательством государства, где они были совершены, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу.
Не менее интересна и вторая часть данной статьи — граждане Грузии, а также постоянно проживающие в Грузии лица без гражданства, совершившие за границей предусмотренные настоящим Кодексом деяния, не признаваемые преступными законодательством государства, где они были совершены, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если это — направленные против интересов Грузии тяжкие или особо тяжкие преступления либо если уголовная ответственность за эти преступления предусмотрена международным договором Грузии. Следственные действия могут проводиться как в отношении просто граждан, так и в отношении депутатов парламента Грузии.
Намерено не касаюсь вопроса о возможной виновности или невиновности депутата парламента Грузии Гиви ТАРГАМАДЗЕ. Сам депутат категорически отрицает выдвинутые против него обвинения в сотрудничестве с идейно чуждым российским инсургентом, считающим Абхазию и Южную Осетию независимыми государствами. Вообще вопрос о том, был ли мальчик, уже давно стал предметом религиозной веры. Но сейчас речь совсем о другом.
Объявив в розыск грузинского депутата от оппозиционного меньшинства, российские власти поставили своих грузинских коллег в весьма в двусмысленное положение. С одной стороны, новые власти Грузии постоянно заявляют о том, что, несмотря на факт оккупации двух регионов Грузии, они хотят максимально развивать отношения с властями Российской Федерации. Более того, налаживание отношений с Российской Федерацией, как главного условия решения проблемы оккупированных территорий, было одним из основных предвыборных обещаний коалиции «Грузинская мечта».
То, что сегодня в Москве называют позитивными сигналами, на самом деле не что иное, как попытки выполнить свои обещания едва ли не любой ценой. А вот ценой, вернее составной частью этой цены, вполне может оказаться уголовное наказание депутата парламента Грузии. Заведение уголовного дела на депутата парламента Грузии от «Единого Национального движения» по требованию Следственного комитета России, несомненно, повлечет за собой серьезные имиджевые потери и политические последствия для правящей коалиции.
Таким образом, данный вопрос превращается в своеобразный тест для нынешнего правительства Грузии, а также тех весьма пестрых политических сил, которые входят в правящую коалицию. Добавим к этому крайне напряженную внутриполитическую ситуацию в Грузии, и картина станет полной.
Нужно хорошо понимать, что Кремль ждет от нынешних правящих кругов Грузии решительного отмежевания от прозападной политики, полный и безоговорочный демонтаж курса, проводимого командой Михаила СААКАШВИЛИ, признания независимости Абхазии и Южной Осетии, в той или иной форме, и участия в интеграционных проектах на постсоветском пространстве.
Любые другие условия просто неприемлемы для Кремля. И поэтому требование заведения уголовного дела и «наказания» Гиви ТАРГАМАДЗЕ является знаковым для политики Кремля по отношению к Грузии. Как поведут себя в такой ситуации власти Грузии, покажет время.
Фото: panopticon.boxworld.ru.