Созданное в самом начале «холодной войны», Центральное разведывательное управление (ЦРУ) по праву является наиболее знаменитой из современных американских спецслужб. Однако ведущее положение ЦРУ в разведывательном сообществе США определяется отнюдь не тем, что это самая крупная или самая финансируемая из входящих в него организаций. Лидирующая роль ЦРУ состоит в том, что оно координирует деятельность всех многочисленных и разнообразных американских разведок. Для этого, собственно, его и создал в свое время президент США Гарри ТРУМЭН.
Директор ЦРУ подчиняется непосредственно президенту США, по своей должности он одновременно занимает пост директора центральной разведки и в этом качестве фактически является оперативным руководителем Разведывательного сообщества.
Однако и само по себе ЦРУ представляет собой мощнейшую организацию, занимающуюся сбором и обработкой разведывательных данных, вербовкой агентуры и управляющую всеми тайными операциями США за рубежом.
Особое место в деятельности ЦРУ занимает работа с СМИ. Как раз в задачу отдела специальных проектов (OSP), созданным в начале 1950-х при ЦРУ входило оказание влияния как на американские, так и на иностранные СМИ. С 1950-х сотрудники американских новостных изданий регулярно вербовались ЦРУ.
Внутренние механизмы отношений ЦРУ с американскими СМИ описаны в статье Карла БЕРНШТЕЙНА 1977 года в журнале Rolling Stone под названием «ЦРУ и СМИ»: «Более чем 400 американских журналистов тайно выполняли задания Центрального разведывательного управления, согласно документам в штаб-квартире ЦРУ. Отношения некоторых журналистов с Управлением были негласными; некоторые — явными… Журналисты предоставляли свои записные книжки ЦРУ. Редакторы делились с Управлением своим персоналом. Некоторые из журналистов являлись лауреатами Пулитцеровской премии … Большинство были менее благородными: иностранные корреспонденты, которые обнаруживали, что их дружба с Управлением помогает в их работе…».
Автор предполагает при этом, что «использование Центральным разведывательным управлением американских СМИ было намного более широким, чем признавалось сотрудниками Управления публично или на закрытых заседаниях с членами Конгресса».
В последние годы отношения ЦРУ со СМИ стали еще более сложными и изощренными. Мы имеем дело с громадной сетью пропаганды, включающей ряд правительственных ведомств. Дезинформация в СМИ стала официально оформленной. Ложь и фабрикации становятся все более откровенными по сравнению с 1970-ми. Американские СМИ стали рупором американской внешней политики. Дезинформация регулярно «внедряется» агентами ЦРУ в отделы новостей крупных ежедневных изданий, журналов и телеканалов. С 2001 года американские СМИ стали играть новую роль в поддержке «глобальной войны с терроризмом» (ГВСТ) и сокрытия спонсируемых США военных преступлений.
После терактов 11 сентября Министр обороны США Дональд РАМСФЕЛЬД создал Отдел стратегического влияния (ОСВ) или «Отдел дезинформации», как его называли критики: «Министерство обороны заявило, что им было необходимо сделать это, и они собирались действительно запускать фальшивые истории в других странах — в качестве попытки воздействовать на общественное мнение в мире».
Вот на прошлой неделе Международное объединение, специализирующееся на журналистских расследованиях ICIJ (International Consortium of Investigative Journalists) обнародовало информацию об офшорных компаниях ряда известных политиков во всем мире.
Утечка 2,5 млн конфиденциальных документов о счетах более чем 120 тысяч компаний на Британских Виргинских островах, острове Кука и в других офшорных «убежищах» привела к раскрытию сведений, имеющих отношение к крупнейшим фигурам политического и делового мира, сообщается в статье на сайте американской журналистской организации International Consortium of Investigative Journalists (ICIJ).
Документы, проанализированные силами журналистов почти из 40 мировых СМИ, включая BBC, The Guardian, Le Monde, The Washington Post, проливают свет на денежные трансферты и деловые связи между корпорациями и отдельными лицами более чем из 170 стран и территорий за последние 30 лет.
Как отмечается в статье, утечка может произвести «эффект разорвавшейся бомбы», поскольку до сих пор подобная информация была закрытой, а о транзакциях или бенефициарах компаний выяснить что-либо было практически нереально. По различным оценкам, на офшорных счетах может находиться до 20 трлн долларов средств, происхождение которых частично можно поставить под сомнение.
Журналисты связывают некоторые из счетов с президентом Азербайджана Ильхамом АЛИЕВЫМ и его семьей, казначеем избирательной компании действующего президента Франции Жан-Жаком ОЖЬЕ и даже с супругой первого вице-премьера РФ Игоря ШУВАЛОВА — Ольгой.
«Информация, появившаяся в СМИ, и в частности, в газете Guardian, — это данные годовой давности», — прокомментировал ситуацию агентству «Прайм» представитель ШУВАЛОВА. Он отметил, что эти сведения были доступны СМИ еще год назад, а российским контрольным и налоговым органам — еще раньше, поскольку были включены в декларацию о доходах семьи первого вице-премьера.
Анализ документов в настоящее время продолжается — даже после 15 месяцев их изучения составить окончательную картину касательно финансовых потоков в офшоры и владельцев этих денег не удалось. Для сравнения: утечка данных Госдепартамента США в 2010 году, опубликованных сайтом WikiLeaks, составила около двух гигабайт информации. Объем данных с офшоров, попавших в руки журналистов, составляет 200 гигабайт.
На первый взгляд ничто не доказывает, что расследование ICIJ является тайной операцией ЦРУ. Однако, учитывая тесные и структурированные связи корпоративных СМИ с американскими разведывательными службами, необходимо рассмотреть вопрос об организованной ЦРУ операции психологической войны.
Кроме того, буквально накануне в ведущем американском издании The New York Times опубликована статья Кристофера ВОЛКЕРА и Роберта ОРТТУНГА «Авторитарные вести» о ситуации в России и Азербайджане. Авторы подвергли критике и главу президентской Администрации Азербайджана Рамиза МЕХТИЕВА. Авторы, напоминая о рейдах, проводимых сотрудниками налоговых и правоохранительных органов в московских офисах международных правозащитных организаций, пишут, что хотя Владимир ПУТИН и пытается представить происходящее как обычную юридическую процедуру, реальность совсем иная.
«В сущности, целью российских властей было заставить замолчать таким способом стоящие на критических позициях неправительственные организации. В этом процессе правительство ПУТИНА открыто использует правоохранительные органы и подконтрольные средства массовой информации (СМИ) для шельмования и запугивания», — говорится в статье. Авторы отмечают, что в ряде постсоветских стран используются те же методы, и в качестве конкретного примера приводят Азербайджан.
«Чтобы заставить молчать гражданское общество и отдельных активистов, власти Азербайджана пускают в ход все средства, используя насилие, кампании очернения. Руководитель Администрации президента Рамиз МЕХТИЕВ, оказывающий серьезное влияние на процессы в стране, недавно в интервью местным СМИ заявил, что НПО, нарушающие закон — серьезная угроза национальной безопасности страны. Чтобы воспрепятствовать вмешательству во внутренние дела Азербайджана, эти организации следует упразднить. Правительства Беларуси, Казахстана и Узбекистана действовали по такой же схеме. Весьма симптоматично, что сразу же после критики Рамиза МЕХТИЕВА в адрес американских НПО, в ведущей американской газете всплывает заметка о главе президентской администрации», — задается вопросом сайт haqqin.az.
И после этого кто-то будет утверждать, что чиновники из американской администрации не оказывают влияние на политику СМИ в Вашингтоне? И что они абсолютно независимы? И что курс газет определяется редакционной политикой изданий?
Не успел МЕХТИЕВ пригрозить американским НПО закрытием, как Кристофер ВОЛКЕР — который, видимо, и слышать-то не слышал о существовании Рамиза МЕХТИЕВА в Азербайджане, накатал гневную статью против него. Не думаю, что американский журналист ОРРТУНГ мог бы знать о влиянии МЕХТИЕВА на внутривластные процессы в маленькой постсоветской стране. Да и вряд ли эта тема заинтересовала бы американских журналистов.
Конечно, все это лишний раз подтверждает, что многие СМИ в США активно сотрудничают с ЦРУ. Между прочим, The New York Times никогда и не скрывал своего сотрудничества с ЦРУ. Отношения ЦРУ с The New York Times считались одним из ценных.
История взаимоотношений этого печатного органа с главной разведструктурой уходят далеко в прошлое. С 1950 по 1966 год около десяти сотрудникам ЦРУ была предоставлена «крыша», благодаря издателю газеты Артуру Хейсу СУЛЬЦБЕРГЕРУ. Предоставление прикрытия было частью общей политики Times, установленной СУЛЬЦБЕРГЕРОМ — оказание помощи ЦРУ всегда, когда это возможно. СУЛЬЦБЕРГЕР был особенно близок к Аллену ДАЛЛЕСУ.
«При таком уровне контакта «сильный мира сего говорил с сильным», — заметил высокопоставленный сотрудник ЦРУ, который присутствовал при некоторых разговорах. — Был договор, что в принципе действительно мы будем помогать друг другу. Вопрос о «крыше» всплывал в разговорах несколько раз. Было решено, что фактические решения будут оговорены подчиненными… Сильные не хотели знать деталей, им нужна было правдоподобность».
Сотрудники ЦРУ, которые получили прикрытие, выдавали себя за внештатных корреспондентов, находясь за границей, или работали в качестве канцелярских служащих в иностранных бюро Times. Большинство из них были американцами, а два или три иностранцами.
Чиновники ЦРУ привели две причины, почему сотрудничество с Times было теснее и шире, чем с любой другой газетой. Первая — Times содержала крупнейший зарубежный новостной штат среди всей американской ежедневной журналистики, вторая — тесные личные связи между людьми, управлявшими обеими учреждениями.
Итак, место ЦРУ в общей системе американской пропаганды определено довольно четко. На него возложены главным образом функции «черной» и «серой» пропаганды, диапазон приемов и методов которой весьма широк. Внутри самого ЦРУ операции со средствами массовой информации, если не считать пресс-отдела, отданы на откуп тайным службам, на которые возложено ведение специальных политических, психологических, подрывных операций.
Заур РАСУЛЗАДЕ, специально для PolitRUS.