Депутат Государственной Думы ФС РФ от партии «Справедливая Россия», член думского комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Олег ПАХОЛКОВ совершил визит на оккупированные (по версии официального Баку — прим. PolitRUS) территории Азербайджана, где встретился с «председателем национального собрания НКР» Ашотом ГУЛЯНОМ, чем вызвал недовольство МИД Азербайджана. О причинах и последствиях визита в Нагорный Карабах рассказал сам российский парламентарий.
— Олег Владимирович, осуществляя противоречащий законам Азербайджана визит на оккупированные территории, Вы знали, что за этим неминуемо последует гневная реакция Баку?
— Как человек образованный, я прекрасно понимал, чем это все может закончиться. Я знал, что всех, кто посещает Карабах, Баку объявляет персонами нон-грата. Поэтому, неожиданной для меня эта ситуация не стала.
Я поехал туда, чтобы понять для самого себя ситуацию от начала и до конца. Поехал туда не как политик или депутат, а, прежде всего, как политолог и владелец одного из крупнейших в России СМИ (ПАХОЛКОВ является основателем Rus-media Group — Ред.), и мне было очень важно узнать точку зрения по обе линии фронта.
Хочет Азербайджан ограничить меня в праве общения с противоположной стороной или не хочет — это право Азербайджана. А мое право — узнать ситуацию с обеих сторон. Побывав по обе линии фронта, я выработал для себя личную точку зрения.
В результате конкретно этой поездки я сделал для себя вывод в том, что военное решение Карабахского конфликта невозможно, и что сегодня есть определенные политические круги с обеих сторон, которые говорят о войне. Но я считаю, что война не нужна ни азербайджанскому, ни армянскому народам. Война приведет к десяткам, сотням тысячам жертв, к экономическому разорению Азербайджана и Армении.
Сегодня Азербайджан очень неплохо живет, получает огромные доходы, решает социальные проблемы. Ваша страна расцветает, усилиями властей Баку превращен в прекрасный город, и мне будет очень неприятно, если я не смогу больше к вам приехать.
Но, повторюсь, о реакции Азербайджана я знал, и пускать меня или нет в Баку после визита в Карабах, будет всецело зависеть от решения азербайджанской стороны. Если считаете, что я был неправ, поехав в Карабах, и из-за этого лишите меня возможности посещать Азербайджан, ну что поделаешь, значит, не буду приезжать в ваш прекрасный город.
— Вы говорите о недопустимости военного решения Карабахского конфликта. Но переговоры ведутся уже 19 лет и света в конце туннеля пока не видно. Какой выход из этой проблемы Вы видите?
— Я считаю, что эта ситуация будет «замораживаться» до тех пор, пока народы не научатся жить вместе и дружно. Я был по обе линии фронта и знаю, что произошло. Даже в Великую Отечественную войну такой жестокости не было. Фашисты заходили в советские города и села, но все равно оставляли в живых хоть какое-то количество русских, белорусов, украинцев и представителей других народов. К сожалению, в Карабахе ситуация была намного хуже.
Но нужно понимать, что в любой тотальной войне побед быть не может. Сегодня армяне и азербайджанцы так напуганы совместной жизнью, что жить в рамках одного государства они просто физически не смогут.
Повторюсь: я был по обе стороны фронта, поэтому могу сказать, что азербайджанцы понимают, что рядом с ними армянский дом невозможен, точно так же думают и армяне. Так уж случилось.
Считаю, что в этом виноваты политики, как в Азербайджане, так и в Армении. В Москве же азербайджанцы и армяне вполне нормально сосуществуют вместе.
Со мной в Карабах ездил армянин — генеральный директор одной из компаний, так у него финансовым директором работает азербайджанец. Может быть, должно пройти еще 10-20-30 лет, чтобы народы помирились и забыли взаимную резню, в результате которой в Армении не осталось ни одного азербайджанца, а в Азербайджане — ни одного армянина.
— Извините, что перебиваю Вас, но в Баку на сегодняшний день проживает около 30 тысяч граждан армянской национальности, и никто их не вырезает и не выгоняет…
— Эти 30 тысяч армян в Баку — жены азербайджанцев, которые приняли ислам. И поэтому Баку отказал во въезде армянке, которая входила в состав официальной делегации спикера Государственной Думы ФС РФ Сергея НАРЫШКИНА из-за того, что якобы не сможет обеспечить тут ее безопасность? Причем, к НАРЫШКИНУ в Баку отношение просто прекрасное, его встречают как близкого друга. А вот его помощницу в Баку не пустили из-за того, что она армянка.
— Как Вы себе представляете ситуацию, что в Баку приезжали и дашнак Киро МАНОЯН, и Раффи ОВАНЕСЯН, и армянские спортсмены, и никаких проблем с обеспечением их безопасности не возникало, а помощницу друга Азербайджана не пустили только из-за того, что она армянка? Неужели Сергей Евгеньевич не поднял в Баку этот вопрос?
— Мог поднять, а мог и не поднять, я не знаю всей ситуации, но меня она поразила, так как я тоже входил в состав делегации. Но вы не переживайте так сильно: точно такое же отношение к азербайджанцам и в Армении.
— Россия является одним из трех сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию Карабахского конфликта. Все усилия экс-президента Дмитрия МЕДВЕДЕВА добиться подвижек в урегулировании конфликта не увенчались успехом из-за неконструктивной позиции армянской стороны. Что, на Ваш взгляд, должна сделать Москва, чтобы сдвинуть переговорный процесс с мертвой точки?
— Я не Москва, не президент и не сижу в Кремле, но могу высказать свою точку зрения. Нужно идти на уступки друг другу, поскольку без уступок Карабахский конфликт не решить. Я уверен, что ни одного карабахского армянина сегодня не заставишь жить в составе Азербайджана, потому что он просто боится. Точно так же я понимаю и позицию Азербайджана, который стремится восстановить свою территориальную целостность.
Я уважаю все точки зрения, но думаю, сегодня у этого конфликта выхода нет. Нужно все начинать с чистого листа. Необходимо прекратить антиармянскую и антиазербайджанскую риторику. Народы ведь за пределами Азербайджана и Армении дружат друг с другом. Даже больше: азербайджанцы и армяне иногда объединяются и дерутся против русских, так как они с Кавказа и выступают друг за друга.
Нужно постепенно начинать культурный обмен, отказываться от пропаганды вражды друг к другу. Без этого Карабахский конфликт не решить.
Беседовал Бахрам БАТЫЕВ, Vesti.az.