АБХАЗСКИМ РАСКОЛЬНИКАМ МИРСКОЕ НЕ ЧУЖДО

АБХАЗСКИМ РАСКОЛЬНИКАМ МИРСКОЕ НЕ ЧУЖДО
154

Сообщение ряда информационных агентств о том, что российском православным паломникам не рекомендуется принимать участие в религиозных обрядах и вообще молиться в стенах Новоафонского Симоно-Кананитского монастыря прозвучало как гром среди ясного неба. Однако стало логическим продолжением того затянувшегося конфликта между Русской Православной Церковью (РПЦ) и захотевшими самостоятельности иеромонахом Андреем (Адриан АМПАР) и иеромонахом Дорофеем (Дмитрий ДБАР), о котором ранее уже писал PolitRUS.com.

Напомним кратко предысторию. Пицундская и Сухумо-Абхазская епархия (далее Абхазская епархия) относилась (и продолжает формально относится) к Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), однако в силу напряженных отношений между Грузией и Абхазией ни один грузинский священнослужитель не имеет возможности оказаться на территории Абхазии.

В целях избежания смуты и идя навстречу абхазским верующим, еще в бытность Патриарха Алексия II между ним и главой Грузинской Церкви Каталикосом-Патриархом Илией II была достигнута договоренность, что РПЦ через подотчетную ей Майкопскую епархию станет оказывать всемерное содействие Абхазской епархии. Майкопская епархия была выбрана неслучайно — адыги и абхазы близкие этносы.

Тогда же руководство Абхазской епархии приняло решение о необходимости подготовки собственных национальных священнослужителей. С этой целью в духовные учебные заведения РПЦ, в Москву, были направлены несколько молодых людей. Среди них — иеромонахи Андрей и Дорофей.

Отец Андрей окончил московскую иконописную школу в 1997 году. В 1999 году пострижен в монахи, и назначен настоятелем Новоафонского Симоно-Кананитского монастыря.

Отец Дорофей также учился в Москве, окончил Духовную семинарию, а затем проходил обучение в Греции, где для поправления своего материального состояния даже был наделен приходом.

Молодые, умные, образованные, и к тому же достаточно амбициозные священники по возвращению в Абхазию сразу же занимают высокие посты в Абхазской епархии. Отчасти еще и потому, что возглавляющий ее иерей Виссарион (АПЛИА) пребывает уже в весьма почтенном возрасте и более занят духовными делами, нежели мирскими.

Воспользовавшись состоянием иерея Виссариона и двойственным положением Абхазской епархии — формально подчиняется ГПЦ, но фактически — РПЦ, оба молодых священнослужителя решили объявить о независимости Абхазской церкви и от Москвы, и от Тбилиси. Иными словами, сравняться с ними, обретя статус 16-й автокефальной поместной церковью.

В настоящее время право предоставления (обретения) автокефалии в православии не определено ясно и окончательно и является предметом пререкания между Константинопольской кафедрой и иными поместными церквями, в т. ч. РПЦ.

В результате 15 сентября 2009 года из-под пера отцов Андрея и Дорофея вышел некий документ, который объявлял о прекращении деятельности Сухумо-Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви на территории Абхазии и о воссоздании Абхазской православной церкви, прекратившей свое существование в 1795 году.

Стремление иеромонахов Андрея и Дорофея не нашло официально поддержки не только у иерархов всех канонических 15 автокефалий, но даже и среди настоятелей других церквей Абхазии. По крайней мере, никто из них публично не высказал им одобрения и поддержки.

В итоге сейчас справедливо говорить не об отделении Абхазской епархии от РПЦ или от ГПЦ, а всего лишь о неком расколе в рядах абхазских священнослужителей, попытавшихся вывести только один объект Абхазской епархии (хотя и самый масштабный) — Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь из подчинения Москвы и Тбилиси.

Между тем, Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь был построен на личные средства российской императорской семьи, благоустроен и населен российскими иноками, а в новое время восстановлен при решающем участии и финансовой поддержке российского государства и граждан России, жертвовавших на восстановление православной святыни свои сбережения.

Многочисленные попытки диалога со священнослужителями-раскольниками не привели ни к чему. Есть версия, что их поведение объясняется поддержкой со стороны президента Абхазии Александра АНКВАБА, который по примеру экс-президента Украины Виктора ЮЩЕНКО решил создать и независимую церковь.

В Украине, как известно, это привело к появлению «Патриарха Киевского и Всея Руси-Украины» Филарета (Михаил ДЕНИСЕНКО), объявившего себя главой «Украинской православной церкви Киевского Патриархата», не признанной ни одной из поместных православных церквей и вносящей смуту в умы и души украинских православных.

Равно как и Филарет, Андрей и Дорофей за раскольническую деятельность решением соответствующих структур РПЦ лишены священного сана и им запрещено молитвенное и евхаристическое общение с верующими.

Настоятель Храма Богоявления Господня протоирей Александр (САЗОНОВ) советует православным верующим не впадать в панику из-за временной невозможности совершить молитву в Новоафонском Симоно-Кананитском монастыре: «В Абхазии имеются другие православные храмы — к примеру, несколько старинных церквей в Гаграх и Сухуме. И, думаю, у православных паломников и просто отдыхающих в Абхазии туристов не возникнет проблем с молитвой.

К великому сожалению, временно Благодать Господня покинула стены Новоафонского монастыря. Но мы не перестаем молиться за ее скорейшее возвращение и призываем к этому всех истинно верующих.

Пока же могу рекомендовать всем посещающим Новоафонский монастырь воспринимать его как часть исторического наследия Русской и Абхазской культуры, как музей. Точно также, как мы относимся сейчас к Собору Святой Софии в нынешнем Стамбуле».

АБХАЗИЯ