СОЮЗ ЕВРАЗИЙСКИЙ РЕСПУБЛИК СВОБОДНЫХ

СОЮЗ ЕВРАЗИЙСКИЙ РЕСПУБЛИК СВОБОДНЫХ

Сказать, что человек существо противоречивое — все равно что доказывать аксиому о масленности масла. В частности, каждый из нас очень хочет жить в суверенной, ни от кого не зависимой стране, но при этом чтобы его страна получала максимальную выгоду от общения с другими государствами.

Вспоминаю национал-эйфорию, которая царила на развалинах Советского Союза в период его агонии и распада. Отовсюду неслось, что, мол, Россия всех объедает, что, разделившись, каждый в отдельности будет жить лучше. Ан нет, на практике вышло иначе.

И дело отнюдь не в идеологической составляющей, не в самом советском строе как таковом. Причина состояла в том, что огромная Российская империя, и ее наследник Советский Союз, формировались как единый взаимосвязанный и взаимодополняющий народнохозяйственный механизм. Да, несовершенный, да, с массой допущенных ошибок и перекосов, но все же функционирующий как единое целое.

По тому же принципу сформировался и Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Подразумевалось, что и эта структура станет функционировать как единая система, выгодная всем и каждому. И ведь функционировала же, несмотря на все ошибки и перекосы (приходится повторяться, да куда ж деваться!).

И вот их не стало — ни СССР, ни СЭВ. Исчезла идеология, объединявшая их. Казалось бы — ура! Однако выяснилось, что порвались и экономические нити — и вот это уже привело к последствиям куда как негативным.

Вот, например, Ереванская АЭС — пример, быть может, не самый показательный, но зато самый яркий в буквальном значении этого слова. Станцию построили всем Союзом и пустили в эксплуатацию в 1979 году.

Десять лет спустя, после страшного Спитакского землетрясения, ее решили «на всякий случай» остановить. Однако когда Армения оказалась в блокаде, в 1995 году атомную станцию запустили вновь, с участием российских специалистов. Сегодня эта южнокавказская республика не испытывает проблем с электричеством, АЭС буквально спасает ее! Вот и выходит: врозь вроде бы неплохо, пока у тебя все есть и все функционирует — а вот если проблемы, то решать их сподручнее сообща.

И так — какую отрасль ни возьми. Аэрокосмический комплекс Советского Союза оказался разорванным на множество ставших самостийными раздельных составляющих. И в результате уже много лет никто из горе-наследников империй КОРОЛЕВА, АНТОНОВА или ТУПОЛЕВА (слово «империи» употребляю по аналогии с известным документальным сериалом об истории создания космической отрасли в СССР) не создал ничего принципиально нового — идет эксплуатация разработок полувековой давности.

Судостроение снизило свой потенциал во всех странах бывшего Союза, да и СЭВ тоже. С наших рынков высококачественный экологически чистый текстиль напрочь вытеснила химически опасная одежда из Поднебесной. И этот список можно продолжать.

Вот стоит дом. Пусть ветхий, пусть неказистый, но стоит. В нем все взаимосвязано: крыша опирается на стены, трубы составляют единую взаимосвязанную систему, провода подсоединены к магистрали, на полках стоят книги или кастрюли. Все это можно использовать, пока оно в комплексе, пока они единое целое.

Но вот дом рушится. И все приходит в негодность, ничто из того, что еще вчера составляло функциональную цельную совокупность, теперь невозможно использовать с должной эффективностью. Разве что сдать в утиль. Вот и сдаются в утиль обломки нашего былого единства, канувшей в Лету экономической мощи.

В этих условиях и родилась идея создания Евразийского союза Впрочем, нет, конечно, не родилась — возродилась. Дело в том, что самой по себе идее Евразийского союза уже больше века. Однако в нынешнем виде ее, идею, озвучил президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ в 1994 году. Сегодня наиболее активными проводниками идеи в жизнь показали себя Президент России Владимир ПУТИН.

Не стану вдаваться в частности, кто что и когда предлагал и поддерживал, а скажу коротко. Евразийский экономический союз (ЕЭС), или просто Евразийский союз — это существующий пока в проекте союз суверенных государств с единым экономическим, военным и таможенным пространством; его планируется создать на основе Союза Белоруссии, Казахстана и России.

Зачем же он все-таки нужен, этот ЕЭС? Россию уже обвинили из-за него в попытке возрождения имперских амбиций, в попытке реанимации Советского Союза.

Ну, для начала оговоримся, что в истории ничто и никогда не повторяется. Даже если кто попытается расширить свою территорию до неких «исторических границ», это не станет возрождением некогда существовавшего государства — в любом случае это станет новая страна в новых экономических условиях и в новом политическом (военно-политическом) окружении. «Возврат к старому» — это жупел для не привыкшего размышлять обывателя.

Реанимировать что Российскую империю, что Советский Союз просто невозможно. А вот создать на постсоветском пространстве (не на всей территории, понятно) общее экономическое пространство — в этом резон имеется, и серьезный.

Прежде всего, экономические связи куда легче восстановить старые, чем пытаться втиснуться на уже устоявшийся рынок. Это межличностные отношения редко восстанавливаются в полной мере — в экономике действуют другие законы.

Скажем, отмена таможни внутри ЕЭС, что является одним из ключевых пунктов будущего Союза. Это автоматически приведет к снижению массы издержек и дополнительных затрат. Да это ж любому очевидно, что режим наибольшего благоприятствования выгоден абсолютно всем.

Это как железнодорожная колея — как ни говори, а по просторам нашей Большой Родины она проложена везде одинаковая, а для того, чтобы вырваться в Европу, следует переставлять колесные пары. Внешне процедура вроде как не слишком сложная, а только на привычной «тележке» в чуждую экономику не въедешь.

Слов нет, новое надгосударственное образование — это не механическое соединение отдельных пазлов-стран, это сложная и кропотливая работа. Ведь следует учесть множество факторов, в частности, и законодательство каждого государства. Но известно же, дорогу осилит идущий, и только тот добьётся успеха, кто трудится переставлять ноги в избранном направлении.

Итак, уничтожение внутренних экономических границ, создание режима наибольшего благоприятствования в рамках Евразийского союза неизбежно будут стимулировать развитие промышленности в самом широком смысле слова.

Западная экономика нынче переживает очередную волну кризиса. Мы видим, что происходит в странах Еврозоны. В этих условиях как раз формирование Евразийского союза как раз представляется перспективным. Прежде всего, потому, что мы можем учесть ошибки, допущенные при создании Евросоюза, и, соответственно, предотвратить их.

Ну и потом, бывшие советские республики, которых по тем или иным причинам Евросоюз не желает видеть в своих рядах, вместе могу сформировать силу, которую нынче можно называть «третьим полюсом».

В молодости я очень любил читать фантастику. Как советскую, так и зарубежную. И еще тогда обратил внимание на то, насколько по-разному видели будущее авторы. У советских писателей Земля обязательно была единой, человечество не разделялось границами, и общепланетный экономический потенциал работал на всех людей. У западных авторов разделение по государствам продлевалось на будущее, и на космос.

Как водится, и те и другие оказались и правы, и неправы. Сегодня мы живем в том самом будущем, которое описывали фантасты прошлого. И мы видим, что страны и народы по-прежнему разъединены границами. Однако у них прослеживается тенденция к объединению в надгосударственные сообщества, которые, оставаясь внутренне разобщенными, проводят в то же время более или менее единую экономическую (коль в данном случае мы рассматриваем именно ее) политику.

Это — закономерность нынешнего времени. И уже это обстоятельство должно подвигнуть нас к единению. Потому что общие законы развития человечества ещё никто отменить не в силах.

Петр СЕВАСТЬЯНОВ, специально для PolitRUS.com.

АКТУАЛЬНО