От подписания Украиной соглашения об ассоциации с Европейским союзом Россия получит гораздо больше экономических плюсов, чем минусов. В этом уверен глава внешнеполитического ведомства незалежною і самостійної Леонид КОЖАРА, о чем он и поведал журналистам Forbes на полях форума Yalta European Strategy-2013.
— Сегодня в механизме украинско-российских отношений есть много, что улучшать. И я думаю, что когда политические страсти вокруг подписания соглашения об ассоциации немного остынут, нам с Россией нужно будет строить отношения уже с учетом тех возможностей, которые открывает свободная торговля Украины с ЕС. Это ведь не только мощный фактор для развития торговли Украины с ЕС, но и положительный фактор для России и российских производителей.
— За счет чего?
— Того, что продукция, произведенная в нашей стране совместным российско-украинским предприятием, будет иметь нулевую пошлину в ЕС. Это должно стать хорошим стимулом для инвестиций российского бизнеса в экономику нашей страны — и реализации их стратегических интересов.
— Россия активно принуждает Украину сменить вектор развития и вместо Евросоюза присоединиться к Таможенному союзу (ТС). Какие условия предлагает взамен? Правда ли, что в обмен на присоединение к ТС Киеву предлагалась цена на газ в 230 долларов за 1 тысячу кубометров с учетом скидки?
— Отношения между нашими странами в энергетической сфере могут плодотворно развиваться и без членства Украины в ТС. До 2009 года цены на газ для Украины составляли 170 долларов, и для этого нам не нужно было быть ни членом ТС, ни ЕЭП. То, что сейчас Россия связывает цену на газ со вступлением Украины в Таможенный союз, это не экономический аргумент.
— То есть информация о предложении продавать газ по 230 долларов не соответствует действительности?
— Есть много вариантов решения проблемы…
— Таможенная война, заявления Сергея ГЛАЗЬЕВА, информационная война непонятного происхождения об угрозе дефолта Украины… Недавно под таким давлением России свой вектор движения уже сменила Армения — заявила, что будет интегрироваться в ТС. Украина пока «держится». Каких еще шагов, на Ваш взгляд, можно ожидать от России в рамках этой политики принуждения?
— Я уверен, что подписание Украиной соглашения об ассоциации с ЕС будет иметь положительный эффект и на политические, и на экономические отношения с РФ. Мы понимаем, что сегодня российская политика по поводу ассоциации базируется на некоторых сантиментах. Думаю, после факта подписания соглашения этот фактор исчезнет и мы сможем более рационально и прагматично подойти к дальнейшему развитию наших отношений. Преимущества я уже назвал.
— Многие представители Российской Федерации утверждают, что ГЛАЗЬЕВ — отдельно, а российская внешняя политика — отдельно. С другой стороны, тезисы, предложенные ГЛАЗЬЕВЫМ, очевидно, затем реализуются в каких-то шагах России в отношениях с Украиной. Вы воспринимаете позицию ГЛАЗЬЕВА как официальную позицию руководства России или как его личное мнение?
— Господин ГЛАЗЬЕВА имеет официальную должность советника Президента РФ. Поэтому говорить о том, что он высказывает неофициальное мнение, мы не можем. Но те цифры, которые звучат в его заявлениях — цифры ущерба, который может нанести Украине подписание соглашения об ассоциации опроверг премьер-министр Украины.
Правительство анализировало содержание заявлений господина ГЛАЗЬЕВА и пришло к мнению, что не все в них — правда, и не все так катастрофически плохо, как нас пытаются убедить.
Еще раз скажу: мы ожидаем улучшения отношений с РФ после подписания соглашения об ассоциации с ЕС. То, что происходит сейчас, я считаю сантиментами. И сантименты преобладают над рациональностью.
— Стоит ли ожидать, что эти сантименты приведут к очередной газовой либо торговой войне в ближайшие недели или месяцы?
— Ситуации 2007 и 2009 годов, которые мы называем «газовой войной», сегодня уже невозможны к повторению.
Во-первых, потому что рынок газа в Европе кардинально изменился: за короткое время Европа прошла колоссальный путь по диверсификации источников.
Во-вторых, потому что Украина тоже довольно успешно реформировала свой газовый рынок. Подписан контракт с Shell по освоению месторождений сланцевого газа. Вскоре мы ожидаем подписания контракта с ExxonMobil по освоению Олесского месторождения сланцевого газа — он сейчас готовится правительством. Это — еще около 10 млрд долларов инвестиций.