В минувшее воскресенье Грузия выбирала президента. И хотя его функции значительно ограничены отныне новой версией Конституции страны, за ходом предвыборной кампании и собственно самим процессом народного волеизъявления пристально наблюдали не только в самой Грузии, но в России, Евросоюзе и США. Сенсации не произошло: твердую победу одержал кандидат от коалиции «Грузинская мечта» — Министр образования и науки Грузии Георгий МАРГВЕЛАШВИЛИ.
Доктор философии, он и к внешней политике подходит разумно: будучи убежденным противником независимости Абхазии и Южной Осетии (Цхинвальский район), тем не менее, резко отрицательно относится к силовому варианту решения вопроса возвращения отделившихся территорий, выбирая дипломатический путь, сколь долгим он бы не оказался.
МАРГВЕЛАШВИЛИ в совершенстве владеет русским языком, приветствует возрождение интереса своих сограждан к русской культуре и искусству и ратует за скорейшее восстановление полноценных отношений между Тбилиси и Москвой.
Однако свой первый официальный зарубежный визит совершит в Вильнюс – для участия в саммите проекта «Восточное партнерство» Европейского союза.
Примечательно, что его предшественник — Михаил СААКАШВИЛИ — в начале 2004 года свой первый зарубежный визит совершил в Москву: «Для меня, как президента, Россия — сверхдержава, с которой нужно считаться, а как человека — огромное культурное пространство, с которым Грузия тесно связана». Что было после – всем известно.
Именно поэтому сейчас интересно, какими будут первые шаги Георгия МАРГВЕЛАШВИЛИ на посту президента, чего ждет от него народ Грузии.
По мнению одного из ведущих грузинских политологов Гелы ВАСАДЗЕ, «никаких первых шагов не будет, потому что президенты Грузии больше не ходят. У президента Грузии теперь чисто представительские. В свою очередь народ Грузии ждет от него всего того, что обещал ранее Бидзина ИВАНИШВИЛИ. Есть значительная часть населения, особенно в регионах, которые уверены, что это противные националы помешали ИВАНИШВИЛИ исполнить свои обещания. А вот сейчас, когда вместо СААКАШВИЛИ стал МАРГВЕЛАШВИЛИ, польются молочные реки. Понятно, какая судьба у этих обещаний…».
Похожей точки зрения придерживается исполнительный директор НПО «Кавказский Дом» Гиорги КАНАШВИЛИ: «Эти потребности (избирателей), в принципе, были адекватно отраженны в обещаниях, которые «Грузинская мечта» дала перед парламентскими выборами: рабочие места и в целом улучшение социально-экономического фона в стране, интенсификация процесса в евро-атлантических структурах, улучшение отношений с Россией. Думаю, если на этих трех главных направлениях у правящей коалиции вместе с президентом будут достигнуты очевидные успехи, то вопросы «восстановления справедливости» уйдут на второй план».
Руководитель информационного агентства «Кавказ Экспресс» Паата КАНЧЕЛИ в числе первых шагов МАРГВЕЛАШВИЛИ хотел бы видеть достойное представление Грузии на Вильнюсском саммите и прогресс в главных вопросах: «В первую очередь, серьезных положительных сдвигов в экономике и решении территориальных проблем. Хотя народ и понимает, что Грузия становится парламентским государством со значительными полномочиями не у президента, а у парламента и правительства».
В этой связи многих интересует вопрос, кто займет пост премьер-министра после того, как его покинет Бидзина ИВАНИШВИЛИ, о чем он неоднократно заявлял ранее. В ряде грузинских СМИ уже звучало имя Давида СЕРГЕЕНКО, занимающего в правительстве ИВАНИШВИЛИ пост Министра труда, здоровья и социальной защиты. Впрочем, сам СЕРГЕЕНКО пока отрицает наличие подобных предложений в свой адрес.
Есть и другие предположения. В частности, Гела ВАСАДЗЕ не исключает, что председателем правительства может стать нынешний глава МВД Ираклий ГАРИБАШВИЛИ. Несмотря на то, что ГАРИБАШВИЛИ всего 30 лет, он считается одной из наиболее приближенных к ИВАНИШВИЛИ фигур, которому тот в свое время доверил руководство своим благотворительным фондом «Карту».
Приход нового председателя правительства, вполне логично, может привести к отставкам и назначениям. Но изменения будут незначительными.
«Так как один год работы правительства уже прошел, так называемая «коабитация» тоже закончилась. Поэтому следует ожидать определенные изменения — хотя никто не ожидает серьезных и поспешных. Принцип коалиции по своей философии исключает резкие изменения», — полагает Гиорги КАНАШВИЛИ.
Разделяет это мнение и Паата КАНЧЕЛИ, добавляя, что не стоит ожидать и вхождения в новый кабинет министров представителей «Единого национального движения». По его мнению, «Грузинская мечта» не намерена делиться со своими главными политическими оппонентами обретенной властью и пока ее позиции крепки, ни о каком коалиционном правительстве не может быть и речи.
А вот громкие уголовные дела в отношении бывших министров, по мнению эксперта, скоро начнутся. «Хотя инкриминируемые им преступления еще надо доказать неопровержимыми фактами», — справедливо замечает Паата КАНЧЕЛИ.
Центр грузинских исследований.